Кросс-культура: Джеймс Букер. Гонзо-блюз из Нового Орлеана

1

Джеймсу Букеру придумывали множество псевдонимов во все времена, — при жизни и после его смерти. Известный вуду-шаман и блюзмен Доктор Джон однажды сказал, что Букер был «самым лучшим черным геем, одноглазым наркоманским пианистом-гением, которых когда-либо производил Новый Орлеан». В течение своей тяжелой и недолгой жизни Джеймс оставил гигантский след в музыке и являлся источником вдохновения для многих артистов, существовавших в один период с ним и зарождавшихся после его смерти.

Джеймс Букер родился 17 декабря 1939 года в Новом Орлеане, в семье баптистского проповедника и пианиста. Начав свое музыкальное образование с подаренного мамой саксофона и попробовав поиграть на органе в церкви отца, Джеймс вскоре выбрал клавишные как свой инструмент и встал на путь музыкального наследия. В раннем возрасте на Букера оказали влияние Тутс Вашингтон и Эдвард Фрэнк, так же как и классическая музыка – Бах и Шопен. С помощью комбинации классики и более современной музыки на тот момент, Букер смог создать свой личный виртуозный стиль, вобравший в себя джаз, страйд, блюз, госпел и латинскую музыку.

Первая запись была сделана Букером в 1954 году, под псевдонимом Little Booker на лейбле Imperial, которая привела к сотрудничеству c такими исполнителями как Fats Domino и Lloyd Prince.

В 1958 году Букер получил возможность сыграть с Артуром Рубинштейном, одним из самых выдающихся пианистов ХХ века. После того как Букер сыграл пару мелодий для Артура, тот был невероятно впечатлен скоростью и талантом музыканта. В это же время, он стал широко известным благодаря своему вызывающему поведению.

В 1960 году Букер выпустил один из своих самых больших хитов «Gonzo», который занял 43 позицию в чарте Billboard и третью позицию в чарте R’n’B песен, и который также являлся одной из любимых композиций известного журналиста Хантера С. Томпсона, по одной из версий, использовавшего название песни в качестве описания своего журналистского стиля.

К сожалению, на своем успешном пути Букер столкнулся с одной серьезной неприятностью – он стал активно использовать наркотики, в особенности героин, который даже привел его к тюремному заключению в Анголе, в 1970 году.

В 1973 году, Букер записал живую сессию в Paramount Studios в Голливуде с участниками группы Dr. John, но записи пропали и были найдены только в 1992 году. Они были выпущены как The Lost Paramount Tapes.

Выступления Букера в 1975 на фестивале New Orleans Jazz and Heritage Festival дали ему возможность заключить контракт с Island Records. Его альбом «Junco Partner» вышел в 1976 году и стал его первым официальным альбом. В январе того же года Букер присоединился к группе Джерри Гарсии, лидера Grateful Dead. После двух концертов в Пало-Альто, многие стали замечать, что на самом деле Гарсиа подыгрывал Букеру, а не наоборот. Позже Джеймса заменил новый пианист Grateful Dead.

Букер записал несколько альбомов во время турне по Европе в 1977, включая «New Orleans Piano Wizard: Live!», который получил награду Grand Prix du Disque. Его последняя официальная запись «Classified» вышла в 1982 году и что любопытно, она была записана всего за четыре часа.

В конце октября 1983 года режиссёром Джимом Габуром было заснято последнее концертное появление Букера, которое позже было показано в его фильме «Наедине с блюзом» (All Alone with the Blues).

На момент съёмки физическое и духовное состояние Букера было в наихудшем положении, в связи чрезмерным употреблением наркотиков и алкоголя. Близкие друзья Джеймса рассказывали о том, как он еле передвигался и испытывал трудности со всеми моторными функциями. 8 ноября 1983 года Джеймс Букер сидел в инвалидной коляске и ожидал помощи в новоорлеанском благотворительном госпитале. Однако скоропостижная смерть настигла его до прихода врачей.

Многие музыканты выразили свои соболезнования по поводу кончины пианиста, также они записали песни с названиями и музыкальными стилями, которые напрямую относились к Букеру. Гарри Коник Младший, ученик Джеймса, описал стиль игры своего наставника — «Не было ничего сильнее. Это было безумием«. Кроме того, были выпущены две книги, в которые входили ноты, написанные самим Букером: «Коллекция Джеймса Букера» и «Фортепианные легенды Нового Орлеана». Также в его честь вышел трибьют-альбом «Patchwork: A Tribute to James Booker», в котором песни Джеймса исполняли разные пианисты, и в марте 2013 года дебютировала документальная лента, о музыке и жизни исполнителя — «Bayou Maharajah: The Tragic Genius of James Booker».

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.