Кросс-культура: Дом дьявола. Пришло время заработать

0

Дом дьявола

The House of the Devil

2008

«Поболтай по телефону. Сделай домашнее задание. Посмотри телевизор. УМРИ!»

Тай Уэст, бесспорно, является одним из самых интересных молодых режиссеров на данный момент. Далеко не все его фильмы достают до мейнстримовой планки качества, но он смог доказать, что даже в наши дни можно снять достойную дань уважения хоррор лентам 70-80-х, да с таким размахом и аутентичностью, что остается только позавидовать. Многие критики утверждают, что фильмы режиссера довольно скучны и не имеют достаточно экшна, однако Уэст создает их, делая акцент не на активности, а на атмосфере и развитии персонажей. Благодаря именно этим правилам, «Дом Дьявола» считается по праву одним из его лучших фильмов.

В «Доме Дьявола» сюжет развивается довольно мягко, как и в других фильмах режиссёра, например, «Гнездо» (2005) и «Кровавая охота» (2007). Присутствуют длинные отрезки, показывающие сидящих или гуляющих людей, и когда происходят традиционные элементы ужасов (т.е. сцены убийств и нападений), они, действительно застают зрителя врасплох. Подобный трюк часто использовался в кинофильмах с переменным успехом о проклятых домах, но, в данном случае, этот прием всерьёз работает.

Главной героине (Джоселин Донахью) трудно приходится в денежном отношении, поэтому она устраивается «няней» в изолированный дом, в ночь полного лунного затмения. Это в значительной степени весь сюжет, но так как жильё принадлежит легендам фильмов ужасов Тому Нунену и Мэри Воронов, вы знаете, что-то произойдет, и это будет ЗЛОМ. Эластичное растяжение напряженности и саспенса работает здесь идеально —  зритель начинает чувствовать сильное беспокойство всего за несколько секунд до того, как зубы страха вонзаются в его шею…

Единственным недочетом можно назвать отсутствие смелости у редактора. В фильме есть по крайней мере три идентичных сцены с Донахью, когда она медленно расследует шум или пытается удовлетворить свое любопытство относительно того, почему она находится в этом доме, так как никаких детей в нём нет. И еще короткий эпизод, где она встречается с профессором, до прибытия в дом. Исходя из комментариев в Интернете — подобные моменты повторяют то, что уже известно и наводят тоску на зал.

Кроме того, деньги/время, которые использовались для съемок подобных сцен, можно было бы использовать, чтобы улучшить немного финал. Можно понять, почему Уэст растянул напряженные сцены, но почему у него просыпается желание редактировать, когда что-то на самом деле происходит? В фильме есть сцена, чем-то напоминающая оригинальную «Техасскую резню бензопилой», где главная героиня связана и вынуждена наблюдать невероятно странное поведение окружающих ее культистов, но она проходит так быстро, что становится трудно по-настоящему прочувствовать страх и замешательство протагониста. Финал так же не дает нам полного объяснения происходящего, но это точно задумка режиссера, нежели недочет сценария.

Несмотря на жалобы придирчивых зрителей, лента представляет собой отличный хоррор-образец на сегодняшний день. Саспенс, в некоторых сценах, чем-то напоминает оригинальный «Хэллоуин». В середине фильма происходит убийство, которое действительно способно потрясти любого зрителя, в связи с его внезапностью и за счет того, что персонаж-жертва был невероятно симпатичен с самого начала. Кроме того, никто не может пройти мимо Тома Нунена. Сцены с его участием составляют где-то 10 минут от общей продолжительности фильма, но это заставляет вас ценить его экранное присутствие еще больше.

Самое главное достоинство кинофильма – это, бесспорно, его техническое качество. Если бы не Нунен и другие узнаваемые актеры в небольших ролях, вы легко могли войти в заблуждение, думая, что это был подлинный фильм 1983 года (время установлено). Одежда, стиль, реквизит, качество изображения выглядят подлинными, и удивительный саундтрек очень это дополняет. Саундтрек данной картины — это не просто сборник «хиты 80-х», а великолепно подобранная смесь малоизвестных песен эпохи и нескольких забытых шлягеов. В компиляции с оригинальными произведениями композитора Джеффа Грейса звучат еще лучше. Кроме того, открывающая композиция Майка Армстронга звучит так, как будто группа The Cars делает кавер на песню Goblin.

«Дом Дьявола» помог Таю Уэсту заслуженно закрепиться в памяти любителей жанра и просто интересующихся. Фильм, одновременно с сюжетом, повествует о любви режиссёра к хоррор лентам про заколдованные дома конца семидесятых, начала восьмидесятых, с прекрасной атмосферой и замечательным стилем, создающим значимое напряжение, при небольших затратах.

Если Тай сможет найти достойного редактора, который поможет ему воплощать свое видение, не жертвуя темпами, то он вполне сможет занять свое место, как один из самых лучших режиссеров нашего времени в жанре ужасов.

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka

tv 122 - копия