Как завлекали зрителей на просмотры фильмов в Одессе

0

С самого начала возникновения − в последнем десятилетии девятнадцатого века – кино в Одессе пользовалось огромной популярностью. В то время кинотеатры назывались иллюзионами, а кино было немое. Поначалу в иллюзионах показывали только фильмы, снятые за границей, но вскоре кинооператоры появились и в тогдашней Российской империи.
Интересно, что в 1914 году, по сведениям справочника «Вся Одесса», в Одессе работало 44 иллюзиона. Причем располагались они не только в центре города, но и на Молдаванке, и Слободке-Романовке, а содержание иллюзиона было делом прибыльным.

В 1912 году на Малой Арнаутской, 40 развлекал одесскую публику иллюзион  «Шантеклер». Он занимал первый этаж типичного доходного дома с множеством жильцов. Конкуренция была солидная и с каждым днем возрастала все больше, поэтому владельцу И.С. Гибрейху приходилось регулярно обновлять репертуар, активно расхваливать свой театр и выбранные для показа публике фильмы.

К слову, расходы на посещение иллюзиона «Шантеклер» были сравнимы с ценой фунта (примерно 400 граммов) телятины или баранины. Однако в летний сезон дирекция «Шантеклер» делала скидку посетителям, снижая стоимость билета  с 20 копеек до 12-15 копеек. Небольшим сезонным снижением цен дирекция завлекала публику, и зал никогда не пустовал.

Судя по коллекционным афишам, соотношение драм и боевиков к комедиям в репертуаре равнялось примерно 3:1. А поскольку фильмы были немыми, для правильного понимания сюжета зрителям подготавливалось либретто (тексты). Чаще всего либретто составлялись создателями фильмов, к примеру, крупнейшей всемирно известной кинофабрикой «Братьев Пате» и известной датской фирмой «Нордикс». Приведенные на рекламных плакатах тексты были написаны грамотно, с небольшими опечатками, допущенными типографами.

Демонстрация немых фильмов традиционно сопровождалась музыкой – это  позволяло усилить кульминационные моменты. Иллюзионы побогаче демонстрировали фильмы под музыкальное сопровождение оркестров и даже хоров, а в «Шантеклере», рассчитанном на 300 зрителей, работали неутомимые таперы − одиночные музыканты, преимущественно пианисты.

Афиши иллюзиона пестрели надписями:

«Господа Одесситки и Одесситы! Всем известно, что наилучшее удовольствие можно иметь и наилучшие картины можно видеть только в театре «Шантеклер»!».

Комментарии и реклама к фильмам на афишах директора «Шантеклера» поражают высокой эмоциональностью и экспрессивностью. Например, в афише к фильму «Борец убийца под черной маской» дирекция «Шантеклера» обещала зрителям:

«Вечер сильных переживаний и здорового смеха!». «Картина эта бесподобно разыграна и смотрится с возрастающим интересом, захватывает зрителя с первого момента и держит его в напряжении до самого конца. Кто увидит эту картину, тот пожелает вторично увидеть ее».

Или о драме в пяти частях «Под чужой личиной» владелец синематографа писал:

«Зритель в течение 2-х часов находится в необыкновенном напряжении и к концу драмы, не выдержав натиска чувств, с увлечением аплодирует картине».

В Одессе большую популярность имела картина «Спартак. Вождь гладиаторов». На афишах тех времен можно было увидеть:

«Сенсация! Колосс сезона! Превосходит все картины, показанные до сих пор! Просим почтеннейшую публику убедиться».

В фильме «Спартак» были задействованы 20 тигров, 40 львов, 10 леопардов и 20000 артистов, а подробное либретто было представлено на трех страницах мелким шрифтом.

По мнению кинокритиков тех времен, большой зрительской популярностью в Российской империи пользовались комики Макс Линдер, Пренс, Паташон, Андрей Дид, а вот «Чарли Чаплин не может в России иметь такого успеха: он слишком груб, слишком примитивен, слишком мало изящен».

По материалам Евы Красновой и Анатолия Дроздовского

Татьяна Руднева