Интересная Одесса: потоп в городе

0

В ночь на 15 июля (28 июля по новому стилю) 1908 года на Одессу обрушился страшный ливень, обернувшийся для горожан настоящим стихийным бедствием: часть города оказалась затопленной, а одесситы в одночасье лишились крова над головой и всего имущества.

1564373492_potop-1

Популярная в то время газета «Одесские новости» откликнулась на печальное событие следующим сообщением:

«Грозное бедствие, разразившееся над Одессой в ночь на 15 июля в виде ужаснейшего ливня, является особо исключительным в анналах одесских ливней и проливных дождей. Ливни последних лет, затапливающие в свое время Польский спуск, Ремесленную улицу, Слободку, Пересыпь и другие районы города, являются мелкими дождями в сравнении с водным бедствием, постигшим наш город в ночь на вторник».

Многие улицы города оказались затопленными, однако больше всего от стихийного бедствия пострадала Пересыпь. Вода здесь не только изрядно подпортила жилые дома, но и погубила большое количество лошадей. Превратив дороги в реки, непогода лишила людей обычного способа передвижения, и тогда между спуском у Херсонской улицы и депо «конки» было наскоро устроено паромное сообщение.

1564373487_peresyp-2

От сильного ливня пострадала и центральная часть Одессы: здесь непогода частично смыла тротуары и разрушила недавно отремонтированную торцевую мостовую.

Вообще торцевые мостовые для Одессы оказались идеей не совсем удачной. Попытка строить такого рода дорожное покрытие была предпринята в городе еще в середине XIX века.

Торцевая мостовая представляла собой выстилку проезжей части улицы или моста восьмиугольными обрубками дерева (торцами), сплоченными между собой. Такие обрубки укладывались на песок поверх дощатой основы, а чтобы вся эта конструкция обладала прочностью и не рассыпалась, стыки между торцами пропитывались специальным смолистым раствором.

Торцевая мостовая. Иллюстративное фото
Торцевая мостовая. Иллюстративное фото

После сильного ливня часть отремонтированной торцевой мостовой на улице Дерибасовской представляла картину довольно печальную. В газетах того времени можно найти различные заметки по этому поводу:

«Кусок мостовой и часть деревянных кубиков, заготовленных для исправления мостовой, поднялись на поверхность воды и быстрым потоком были отнесены в разные стороны: часть кубиков поплыла по Гаванной улице и Военному спуску в море, другая часть кубиков была занесена на Ланжероновскую и др. улицы. Кубики вылавливались рабочими и на возах свозились в безопасное место», − сообщалось в одном из зданий.

Татьяна Руднева