Феномена: Чудеса творения. Руководство по персидскому мистицизму

0

Kitāb-i ʻAjāʾib-i makhlūqāt

Чудеса творения

1921

В отделе редких книг и специальных коллекций Принстонской библиотеки хранится иллюстрированная рукопись по магии и астрологии из Ирана, которая насчитывает 56 рисованных иллюстраций демонов и ангелов.

Манускрипт по персидскому мистицизму включает заклинания, описание талисманов и более полусотни наглядных примеров по демонологии. Тексты выполнены на арабском языке и фарси. Они датированы 1911-1921 гг.

Это руководство незаменимо при необходимости определения подвида злого духа, его намерений и, например, немедленного предотвращения облизывания ваших пальцев ног демонами. Итак, демоны могут оказаться в вашей постели, в бане и даже в детской комнате рядом с вашим ребенком. Они способны донимать людей различными способами и доводить до сумасшествия или смерти. Приход демона в дом зависит от знака зодиака хозяина, поэтому каждый добропорядочный человек должен запомнить заклинания и обзавестись талисманами для борьбы с адскими существами.

Древние оккультные традиции Ирана насыщены демонами, джиннами и злыми духами. Представленный уникальный персидский манускрипт дает нам возможность заглянуть в этот мистический мир через иллюстрации выполненные акварелью.

Бой Рустама Заля с белым дивом

Марка Азербайджана 2010 года

Зодиакальные демоны представлены как серия грозных и несколько милых полиморфных чудовищ, сочетающих черты различных существ и имеющих несколько голов. Все они изображены с наручниками (вам может показаться, что это браслеты) на когтистых или копытных конечностях, что свидетельствует о том, что демоны были порабощены или ограничены.

Вспомним джинна из Алладина. Арабы насчитывали четыре вида джиннов, которых почитали как богов. Ифриты считались слугами шайтана, они были самыми сильными. Гули представали в образе женщин, питающихся человеческими останками в пустынях. Мариды – самые разумные, представители воздуха и воды. Сила – слабейшее звено, крайне уязвимы, поэтому их можно уничтожить одним ударом палки.

Всемирную популярность джинны обрели благодаря сборнику сказок «Тысяча и одна ночь». Там джинна описали, как «волшебный дух со скрещёнными руками, внешне похожий на человека, но заточённый в лампе и исполняющий три любых желания тому, кто потёр лампу и пробудил джинна». В мультфильмах и фильмах джинн изображен с золотыми «браслетами», которые и заставляли его тысячелетиями исполнять желания хозяев.

Джинн на почтовой марке Узбекистана. 1999 год

Вернемся к иллюстрациям. Другие изображения показывают демонов в действии, пытающихся нанести вред людям, а внизу страниц имеется текст, описывающий недуги чудовищ и инструкции по их изгнанию на фарси.

Одна из надписей гласит, что магу необходимо взять горсть земли из-под ног одержимого человека и семь раз повторить: «Бог небес и земли, поспеши, поспеши, верни, верни, верни любовь к добродетели».

Рукопись также включает иллюстрации крылатых ангелов, таких как Михаил и Гавриил, которые призваны изгнать демонов и злых духов.

Личность автора книги остается загадкой. Он подписался как «Раммалбаши, сын Джафара». Однако «Раммалбаши» — это не имя, а скорее профессия, производная от слова на фарси rammāl (целитель, колдун).

Персидская демонология процветала задолго до ислама. «Шахнаме», или «Книга царей», эпическая поэма из 50 000 стихов, написанная персидским поэтом Фирдоуси, изобилует описаниями битв между людьми, дьяволами и демонами.

К слову, в Иране все еще существуют практикующие раммалы, выполняющие хиромантии, исцеление верой и обряды экзорцизма, но их высмеивает большинство иранцев. В начале ХХ века раммалов уже начали называть шарлатанами. Однако, несмотря на мнение культурной части общества, вера в демонов и джиннов продолжает процветать не только в Иране, но и в соседних странах, как и искусство раммалов по изгнанию бесов.

Материал подготовила Marianna May

Фото:

Али Карджу-Равари (доцент кафедры исламоведения Бакнеллского университета)

Цифровая библиотека Принстонского университета