Dream On: Кэрри. Золушка без хеппи-энда

0

Роман «Кэрри» и её одноименная киноверсия 1976 года, а также фильм «Телекинез» 2013 года, великолепны. Однако между ними есть ключевые различия, которые полностью меняют контекст.

Когда режиссер Кимберли Пирс объявила о своих планах во второй раз перенести на большой экран «Кэрри», поклонники творчества Брайана Де Пальмы назвали это провалом. Как можно взять и переиначить такую культовую вещь, как ужасающая история о страдающей от буллинга школьнице, превратившуюся в массовую убийцу посредством сверхспособностей? И какие актеры надеялись затмить игру Сисси Спэйсек и Пайпер Лори, каждая из которых была номинирована на премию «Оскар» за душераздирающее изображение набожных дочери и матери? В новой экранизации романа главные роли исполнили Хлоя Морец и Джулианна Мур. Это решение вызвало многочисленный хейт и споры среди фанатов.

«Телекинез» планировалось сделать более точным и соответствующим книжному оригиналу Стивена Кинга, по сравнению с классической экранизацией 1970-х годов. Версия Пирс стала хитом по просмотрам в кинотеатрах, но получила смешанные отзывы. Посмотрите оба фильма и сделайте свой вывод, но, прежде всего, рекомендуем ознакомиться с романом «Кэрри».

Роман был экранизирован трижды. Но вторая версия, о которой мы ранее не упоминали, считается вовсе провальной. Также был выпущен фильм «Кэрри 2. Ярость», о котором крайне негативно отзывался король ужасов. «Люди в киноиндустрии разучились использовать мозг — они не могут придумать ничего лучше, чем «Кэрри-2» или «Дети кукурузы-4», — высказался однажды Кинг.

Произведения о Кэрри Уайт с любовью вспоминаются как лучшее творение Кинга и его самые просматриваемые экранизации, однако кинокартины не учитывают некоторые важные детали и особенности персонажей, благодаря которым складывается логическая цепочка повествования.

Каменный град

История вертится вокруг взаимоотношений Кэрри с ее религиозно фанатичной матерью. Маргарет презирает всё, что связано с интимной жизнью, поэтому и не рассказывала дочери никаких подробностей об изменениях в её организме.

Кэрри Уайт, как в книге, так и в фильме, травмирует жизнь с жестокой матерью, религиозным фанатиком, которая считает греховным не только половой акт, но и такой естественный процесс, как менструация, обозначающая готовность зачать ребенка.

В романе Кэрри впервые обрушила каменный град на их с матерью дом в 3-летнем возрасте, а в финале никаких камней не было. Кэрри убила мать, остановив её сердце во время молитвы «Отче наш», а дом сожгла силой мысли.

«Один камень ударил в водосток, и огромная железяка рухнула на лужайку. Другие наделали дыр в крыше. При каждом попадании в черепицу раздавался громкий сухой треск, и взлетали маленькие облачка пыли. А от тех, что падали на землю, все вокруг вздрагивало… Посуда в буфете позвякивала, кухонный шкаф тоже дрожал, а мамина чайная чашка свалилась со стола и разбилась. Камни, когда падали на землю, оставляли большие ямы. Кратеры даже».

Тайное письмо

«Кэрри» — первый опубликованный роман Стивена Кинга. Если говорить о его структуре, то он написан в эпистолярном жанре. В связи с этим текст пестрит газетными вырезками и цитатами из книг, что позволяет смотреть на произошедшее в ретроспективе. Все фильмы о Кэрри завершаются последствиями выпускного бала, а в книге есть небольшое, но дающее надежду, письмо.

В 1972 году Стивен Кинг публиковал рассказы в мужских журналах. Как-то к писателю в гости зашел приятель и спросил, почему он не пишет феминистские романы о женщинах. Гость обвинил Кинга в неуважении к женщинам, на что Стивен возразил, что заказчики не оценят его чуткость и женские журналы вроде Cosmopolitan никогда не купят его истории. В итоге товарищи поспорили на десять долларов, что Кинг не сможет написать рассказ с точки зрения женщины, и Стивен принял пари.

Черновик романа «Кэрри» Кинг смял и выбросил в мусорную корзину, где его нашла жена писателя. Дочитав до конца, она попросила мужа продолжить работу, пообещав помочь с описанием чувств и поведения школьниц.

Вспомнив о «Войне миров» и её радиопостановке, Кинг решил добавить в повествование интерлюдии в виде отрывков вымышленных книг, писем и телеграмм, чтобы добиться большего реализма и увеличить общий объём романа. Вдохновением, вероятно, послужил феномен Нинель Кулагиной и других мастеров. В 1968 году сделанные в СССР чёрно-белые фильмы, документировавшие эксперименты с её участием, вызвали сенсацию на западе.

Люди Икс

В конце романа «Кэрри» нет точки. Многообещающая концовка представляет собой письмо некой Амелии Дженкс из Теннесси от 1988 года, которая с восторгом пишет своей сестре Сандре о том, что замечает у дочери Анни способности телекинеза, унаследованного от бабушки.

Её письмо завершается словами «Спорить готова, у неё, когда она подрастёт, весь мир в ногах валяться будет».

Портрет

Во всех киноверсиях Кэрри ведет себя странно, но выглядит совершенно обычно. Зрители испытывают к ней симпатию и недоумевают, почему сверстники так относятся к девочке.

Вот несколько цитат с описанием внешности Кэрри:

«Кэрри стояла посреди этой веселой кутерьмы почти неподвижно — словно лягушка среди лебедей: довольно крупная, немного нескладная, прыщи на шее, на спине и на ягодицах, мокрые бесцветные волосы, безвольно облепившие лицо по бокам. Кэрри просто стояла, чуть склонив голову вперед, под струями воды, бьющей по коже и стекающей вниз. По виду — идеальная кандидатура на роль «козла отпущения», объект постоянных насмешек и издевательств, вечная неудачница».

«Кэрри, которая на втором году средней школы споткнулась на уроке современного танца, растянулась на полу и отколола зуб. Кэрри, у которой чулки всегда со стрелками, или «бегут» прямо на глазах, или вот-вот «побегут». Кэрри, у которой всегда влажные пятна под мышками».

«Да, она немного полновата в талии, но иногда ей становилось так паршиво, одиноко и тоскливо, что единственным способом заполнить эту зияющую заунывную пустоту было есть, есть и есть… Она могла бы перестать есть шоколад, и тогда прыщи обязательно пропадут. Непременно».

«Кэрри расстегнула тяжелый хлопчатобумажный лифчик и уронила его на пол. Гладкие, молочно-белые, твердые груди со светло-кофейными сосками. Она притронулась к ним ладонями, и ее охватила дрожь. Зло, грех».

«Кэрри ненавидела свое лицо — блеклое, тупое, глуповатое; бесцветные глаза, красные блестящие прыщи, россыпи угрей».

Томми

Кэрри демонстрировала свои способности в стрессовых ситуациях. Взросление Кэрри позитивно сказывалось на её внешности. Она хорошела, а её суперсилы увеличивались, превратив «Золушку» в королеву выпускного бала.

«Ты удивительно красива, — сказал Томми. И сказал чистую правду».

Учитывая феминистский подтекст романа, внешность Кэрри не имеет значения. В первую очередь писатель пытался подчеркнуть её феноменальные способности, вызванные психологическими факторами.

«Женщина, впервые ощутившая свои силы и, подобно Самсону, обрушивающая в конце книги храм на всех окружающих», — так описал Кэрри Стивен Кинг в «Пляске смерти».

Киношный Томми не смог полностью передать настроение книжного персонажа. Во-первых, он никогда не участвовал в издевательствах над Кэрри, во-вторых, он проникся к ней нежностью при первом разговоре. Томми действительно посчитал её красивой в вечернем платье.

Именно смерть Томми послужила взрывом эмоций Кэрри на выпускном.

Свинья

Идея облить Кэрри свиной кровью начинает обретать смысл после прочтения романа. Все кому не лень называли девочку «свиньей» из-за веса. Они позволяли себе это в связи с замкнутостью Кэрри, которая была жертвой домашнего насилия и ужасов кастовой системы средней школы. Прилагаем несколько цитат:

«Дежардин, недолго думая, воспользовалась стандартным приемом против истерики, а именно — залепила Кэрри пощечину. Конечно, она вряд ли признала бы, что это доставило ей определенное удовольствие, и наверняка стала бы отрицать, что считает Кэрри жирной визгливой свиньей».

«Из ее горла рвались тягучие, беспомощные стоны. Глаза закатились, сверкая влажными белками, словно глаза свиньи в загоне бойни».

«Свиная кровь для свиньи. Да, отлично придумано, ничего не скажешь. Просто бесподобно».

Работая над романом, Стивен Кинг вспоминал о двух самых одиноких одноклассницах. Обе были похожи на Кэрри и обе не дожили до написания книги. Сондра умерла в одиночестве от эпилептического припадка, а Доди вышла замуж за ведущего прогноза погоды и родила от него двоих детей. После рождения второго ребёнка она спустилась в подвал, где повесилась. Кинг писал, что Сондра и Доди помогли ему лучше понять этого персонажа.

Беременность

В первой экранизации романа о вероятной беременности Сью даже не упоминали, в фильме «Телекинез» Кэрри определяет пол ребенка одноклассницы. Что же было в книге?

В романе упоминается задержка менструации у Сью, которая подозревает, что забеременела от уже погибшего Томми. Однако после всего пережитого, в шоке бегая по пылающему и разгромленному городу, она понимает, что эти подозрения были ошибочными.

«Из горла Сью вырвался протяжный разочарованный крик, и она почувствовала, как по ногам медленно сползают потеки темной менструальной крови».

Всё заканчивается тем, с чего началось.

Материал подготовила Марианна Загика