Кросс-культура: Рэй Харрихаузен. Титан спецэффектов

0

Рэй Харрихаузен: титан спецэффектов

Ray Harryhausen: Special Effects Titan

2011

«Мне пришлось учиться делать всё самостоятельно. Потому что я не мог найти родственной души в этом деле. Теперь вы видите, как 80 человек делают то же самое, что я делал в одиночестве»

Рэй Харрихаузен

Имея за плечами карьеру, которая стартовала с зарождения первого фильма о Кинг Конге, Рэя Харрихаузена будут вспоминать каждый раз при просмотре легендарных кинолент, наполненных сюжетами и эффектами, поражающими воображение и заставляющими зрителей непроизвольно приоткрывать рты.

Особого внимания заслуживают такие исторические сцены: восставшие из руин древней Греции скелеты в фильме 1963 года «Ясон и Аргонавты»; вертящая лезвиями статуя богини Кали в ленте 1973 «Золотое путешествие Синбада»; и конечно же первое появление в кинематографе, ныне увенчанного лаврами, гигантского мифического кракена в картине «Битва титанов» (1981).

«Я всегда старался подарить своим персонажам какую-то привычку, которая делала бы их живыми. Например, один из скелетов всегда смотрит на землю прежде, чем сделать шаг. Я обдумываю физическое состояние персонажа. Например, в «Золотом путешествии Синбада» Кали двигается необычно, это из-за ее центра тяжести, а Талос, которого всё время критикуют за странные негибкие движения, шагал так именно потому, что его суставы заржавели»

Рэй Харрихаузен

Харрихаузен зарекомендовал себя как первопроходца стоп-анимации и креативных визуальных подходов, заслужив при этом целую плеяду поклонников, вдохновившихся работами мастера. Многие фанаты пошли по стопам своего кумира, также превратившись в известнейших деятелей кинематографа. Список можно начать со Стивена Спилберга («Челюсти», «Индиана Джонс», «Парк Юрского периода»), Гильермо дель Торо («Хронос», «Хэллбой», «Лабиринт Фавна»), Джона Лэндиса («Братья Блюз», «Американский оборотень в Лондоне», клип Майкла Джексона «Триллер»), Джо Данте («Пираньи», «Вой», «Гремлины»), Тима Бёртона («Бэтмен», «Эд Вуд», «Марс атакует»), Терри Гиллиама («Бразилия», «Монти Пайтон и священный Грааль», «Бандиты во времени»), Питера Джексона («Живая мертвечина», «Страшилы», «Властелин Колец»), которые предоставили свои комментарии к ленте «Рэй Харрихаузен: титан спецэффектов» (2011), отдав дань уважения учителю.

 

«Ведь тогда все было совсем иначе. Эти фильмы считались лентами категории «Б», фантастику всерьез никто не воспринимал. Это сейчас снимают многомиллионные блокбастеры, а тогда мы финансировались по остаточному принципу»

Рэй Харрихаузен

Используя сравнительный анализ между работами Рэя и его последователей, фильм доказывает, что влияние Харрихаузена на других режиссёров оказалось более масштабным, чем может показаться на первый взгляд. От техники движений динозавров в «Парке Юрского периода» Спилберга и моторики Кинг Конга в ремейке Питера Джексона (которые обязаны фильму Рэя 1956 года «Мир животных» больше, чем скучным палеонтологам), до двигающихся клешней Доктора Октавиуса в «Человеке Пауке 2», которые были срисованы с уничтожающего город осьминога 1955 года «Оно прибыло со дна моря». Присутствие Харрихаузена чувствуется по всему спектру научной фантастики и фэнтези, от легендарных сцен до маленьких деталей.

Влияние Рэя Харрихаузена вызывает исключительно слова благодарности и уважение во множественных интервью с различными режиссёрами. Особого внимания заслуживает рассказ Стивена Спилберга и Фила Типпетта о том, как они пригласили Рэя на съёмки «Парка Юрского периода», чтобы дать мастеру кинематографа понять, что создание этого фильма не осуществилось бы без его невероятного трудолюбия, безграничного воображения и бесконечной амбиции.

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa