Кросс-культура: Маска Сатаны. Лиза и Дьявол

0

Почти каждый фильм Марио Бавы становился культовым. Прежде чем приступить к режиссированию, Бава отснял около полусотни кинолент в качестве оператора, но стоило ему однажды занять режиссерское кресло, как произошло откровение.

Режиссерский дебют Марио Бавы – готический хоррор «Маска Сатаны» с Барбарой Стил в главной роли. Статус «королевы крика» Барбара получила благодаря своим ролям в итальянских фильмах ужасов 1960-х годов, начиная с героини Азы Вайды в «Маске Сатаны». Картина признана классикой жанра хоррор. «Маска Сатаны» оказалась в ТОП-100 Стивена Кинга в книге «Пляска смерти», основанной на цикле его лекций «Особенности литературы о сверхъестественном». Аллюзии на работы Марио Бавы можно отыскать в кинолентах Стэнли Кубрика, Федерико Феллини, Мартина Скорсезе, Дарио Ардженто, Тима Бертона, Дэвида Линча, Джона Карпентера, Джо Данте, Джона Лэндиса, Квентина Тарантино и других.

«Маска Сатаны» стала отправной точкой для Марио Бавы, который известен как создатель жанра джалло. Его фильм «Девушка, которая слишком много знала» содержал ряд характерных для жанра элементов. Марио Бава решил проявить уважение к работам Альфреда Хичкока и случайно создал новый киножанр.

Представляя пролог и эпилог карьеры Марио Бавы, мы возьмем его первый утонченный хоррор «Маска Сатаны» и один из последних фильмов — амбициозный «Лиза и Дьявол».

Маска Сатаны

La maschera del demonio

1960

Пока британская студия Hammer использовала одни и те же декорации в своих фильмах, «Маска Сатаны» приковывала зрителей не только экзотическим сюжетом и красивой актрисой, но и роскошными декорациями. Покрытые тайной густые леса, загадочные подземелья и склепы, руины средневековых замков – достойный фон для хорошей игры актеров, в особенности притягательной Барбары Стил. Барбара исполняет в фильме две роли: казненную ведьму и наследницу древнего рода, которую эта ведьма преследует.

Кинолента снята по мотивам произведений Николая Гоголя, также очевидно влияние Брэма Стокера. В 1630 году в Молдавии приговорили к смертной казни молодую ведьму Азу и ее возлюбленного Явуто/Явутич. На их лица надели бронзовые маски с длинными шипами с внутренней стороны. Спустя двести лет доктор Хома Круваян и Андрей Горобец едут из Молдавии в Москву на конгресс. Они совершают остановку в Миргороде, где с ними происходят леденящие душу события.

Итальянской и любой другой публике не мешало бы объяснить, что Миргород находится в Украине, откуда родом Николай Гоголь и отчего у персонажей такие необычные имена. У Гоголя имеется основанный на украинском фольклоре сборник повестей под названием «Миргород», куда вошел знаменитый «Вий». Единственная проблема фильма – географическая: ведьму казнили где-то в Молдавии, герои находят её склеп вблизи Миргорода в Полтавской области Украины, а до Москвы оттуда якобы можно доехать в карете всего за сутки. В тоже время образ Явуто напоминает господаря Валахии Влада III Цепеша, также известного как Влад Дракула (рум. Dracul, то есть «дьявол» или, по ассоциации, «дракон», он же изображен на одежде Явуто).

Лиза и Дьявол

El diablo se lleva a los muertos

1974

«Лиза и Дьявол» — одна из самых сюрреалистических картин своего времени. Она является ярким доказательством того, что фильм может стать культовым, найдя своего зрителя, даже если он не сыскал популярности у широкой аудитории. Кинолента пестрит сказочной эстетикой и малым на разъяснение символизмом. Действие происходит в метафизическом аду, где логика ломается всеми возможными способами.

В Толедо гид показывает туристам древнюю фреску с изображением лысого Дьявола. Девушка по имени Лиза отстает от группы и заходит в сувенирную лавку. Там она встречает мужчину, напоминающего только что увиденное изображение Дьявола. С тех пор с Лизой происходят загадочные события, ее преследуют несчастья и таинственный незнакомец.

Лента подверглась жёсткой цензурной обработке и была сильно изрезана, никогда не выйдя в своем изначальном варианте, покуда жил ее создатель. «Маска Сатаны» и «Лиза и Дьявол» — проводники между чувственными 60-ми и психоделическими 70-ми, это важное наследие режиссера, они необходимы всем, кто любит жанр ужасов, или желает изучить европейскую историю кинематографа.

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa