Красавица и Чудовище
La Belle et la Bête
1946
Задолго до «Орфея» французский писатель и режиссёр Жан Кокто снял романтическое фэнтези по мотивам знаменитой сказки «Красавица и Чудовище». Этот фильм в полной мере демонстрирует авторский почерк режиссёра: волшебную живописность, пропитанную авангардным символизмом.
История странной любви «Красавица и Чудовище» известна на весь мир. Первую её версию опубликовала Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнёв в 1740 году. А самый читаемый сокращённый вариант сказки напечатала Жанна-Мари Лепренс де Бомон в 1757 году в «Magasin des enfants, ou dialogues entre une sage gouvernante et plusieurs de ses élèves».
Сюжет сказки распространился по всей Европе в различных вариантах. Самым старым из них является сказка Апулея об «Амуре и Психее». Впервые история, схожая с «Красавицей и Чудовищем», попала в сборник итальянского писателя Джованни Франческо Страпаролы в 1553 году. Нам же сюжет наиболее известен по сказке «Аленький цветочек», записанной русским писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым со слов ключницы.
До Второй мировой войны «Красавицу и Чудовище» экранизировали лишь в короткометражном формате, а первая полноценная киноверсия книги принадлежит Жану Кокто. Она увидела свет лишь в 1946 году. Белль сыграла Жозетт Дэй, а спутник жизни режиссёра Жан Маре исполнил сразу три роли — Авенана, Чудовища и Принца.
Картину сняли приложив максимум усилий, поскольку Франция только начала оправляться от нацистской оккупации. Тем не менее работу французского гения Жана Кокто признали настоящим шедевром.
Интересно, что Уолт Дисней имел планы на экранизацию этой удивительной сказки. В то время выпуск полнометражных мультфильмов, построенных в стиле художественного кино, считался экзотическим «диснеевским безумием». Однако интерес большинства зрителей посмотреть нашумевший фильм «Белоснежка и семь гномов», а следовательно невероятные кассовые сборы, доказали правоту Уолта Диснея. Тогда отец Микки Мауса составил длинный список сказок, в которые ему хотелось вдохнуть жизнь. Конечно туда попала и история о любви Красавицы и Чудовища.
Творческая команда Уолта отчаянно пыталась написать сценарий и придумать образы для экранизации, но ничего не вышло. Сказка оказалась слишком страшной для несовершеннолетней публики и привычного доброго стиля студии. Ведь зрители ждали классических отношений, когда девушка влюбляется в доблестного принца, а не в косматого зверя.
После войны Дисней увидел чёрно-белую картину «Красавица и Чудовище» Жана Кокто. Тогда французское кино не считали чем-то особенным, но фильм Кокто оказался исключительно удачным. Он пользовался мировым признанием, хотя встречались и негативные комментарии в адрес произведения искусства. Например, некоторые упрекали его в излишней визуальной напыщенности, мол фильм «переполнен барочными интерьерами, изящными нарядами и затейливыми драгоценностями: даже слёзы здесь застывают алмазами». Уолту Диснею напротив картина очень понравилась. Однако мультипликатор понял, что его студия не сможет превзойти творение французов и отложил экранизацию сказки до лучших времён, которые, между прочим, настали. Так, в 1991 году на большие экраны вышел один из самых востребованных полнометражных мультфильмов студии «Walt Disney Pictures» — «Красавица и Чудовище». Он является первой анимационной картиной, которая была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучшая картина».
В конце 80-х годов, при создании мультфильма, сценаристы, концептуалисты и художники использовали ход Жана Кокто. В качестве антагониста в сценарии появился необразованный красавец и эгоист Гастон. Похожего персонажа мы уже видели в раннем мультфильме студии «Приключения Икабода и мистера Тоада». Злодей Гастон добивается руки Белль, а в финале пытается навредить монстру, догадавшись, что Красавица предпочла ему Чудовище. Кроме того, по сюжету сказки в замке жили невидимые слуги. Кокто первым заменил их на антропоморфные предметы, например, живой канделябр и ожившие статуи.
Образ Чудовища придумал Крис Сандерс, скомбинировав черты бизона, льва, медведя, гориллы, волка, оленя и дикого кабана. Но в результате морда Чудовища была уж больно схожа с маской, которую носил Жан Маре в фильме Кокто.
Целью Жана Кокто было придать кинокартине сходство с контрастными гравюрами иллюстратора Гюстава Доре. Следовательно первоисточником привычных нам образов, возникающих при упоминании сказки «Красавица и Чудовище», мы обязаны именно ему. Изначально режиссёр планировал сделать Чудовищу голову оленя, подразумевая древнее кельтское божество Кернуннна. От этой идеи его отговорил Жан Маре.
Художники по костюмам работали совместно с парижским модным домом Paquin. В качестве мужского костюмера выступил молодой Пьер Карден. Жан Маре выдержал не только недели съёмок и бесконечные примерки костюмов, он также справился с гримированием, которое было ежедневным и длилось по три часа в обездвиженном положении. От ношения маски у него развилась кожная болезнь, а из-за накладных зубов актёр питался только кашей. Мучения оказались не напрасными!
Премьера фильма состоялась в сентябре 1946 года на Каннском кинофестивале. В том же году лента была удостоена престижной премии Луи Деллюка. С тех пор «Красавица и Чудовище» считается одним из наиболее отточенных образцов кинематографа середины XX века и бесспорным шедевром.
Приятного просмотра! 😉
Материал подготовила Marianna May
Эксклюзив от CROSS CULT: фотографии со съёмочной площадки фильма «Красавица и Чудовище».