Кросс-культура: Эд Вуд. Голливуд и его окрестности

0

Эд Вуд

Ed Wood

1994

«Приветствую тебя, друг мой. Тебе греет душу неизведанное, загадочное, необъяснимое… признайся, именно поэтому ты здесь»

Крисвел

Тим Бёртон намеренно не собирался снова высмеивать Эда Вуда, которого и так знают как «худшего режиссёра всех времён». Он хотел не трогать скелетов из шкафа Вуда и представить его оптимистичной глубоко увлеченной личностью, а также поставить акцент на его отношениях с Белой Лугоши. Известно, что Эд Вуд являлся поклонником творчества знаменитого юниверсаловского вампира и встреча с ним оказала огромное влияние на режиссёра. Подобные ощущения испытал Бёртон при знакомстве с любимым актёром Винсентом Прайсом. Тим Бёртон тоже пригласил своего кумира сниматься в кино, к счастью, фильмы были удачными. Во время работы над «Эдвардом-Руки-ножницы» он снимал документальную ленту о жизни и творчестве Винсента Прайса. Фильм не был окончен из-за смерти главного героя. Свой опыт знакомства, общения и прощания с кумиром Бёртон перенёс на экран в виде «Эда Вуда».

«Одна из черт характера Эда, которая мне близка и симпатична, — одержимость тем, что ты делаешь, до такой степени, что это становится каким-то странным наркотиком. Так происходило и с каждым фильмом, который я снимал: он захватывает тебя целиком, тебе кажется, что ты делаешь величайший шедевр»

Тим Бёртон

В фильме Лугоши умирает одиноким и несчастным. В действительности было всё иначе: у него была жена, сын и две огромные собаки, которых заменили в байопике чихуахуа, принадлежавшие на самом деле Тиму Бёртону и его музе Лизе Мэри. Правда заключается лишь в том, что Бела Лугоши пожелал быть погребенным в театральном костюме графа Дракулы.

Встреча Вуда с Орсоном Уэллсом – очередная выдумка, но зато какая. Благодаря этим моментам фильм обретает правильную форму, превозносит Эда Вуда и вызывает интерес к его персоне. Следует не воспринимать картину «Эд Вуд» как биографическую, а просто позволить своей фантазии поиграть с тенями золотого века Голливуда, и его окрестностей.

«Быть пылким, оптимистичным — это замечательно до определенного предела, а затем включается самообман. Именно это мне нравилось в Эде Вуде, я ощущал в нем родственную душу. Думаю, каждый человек использует самообман в той или иной форме. Самообман — поразительная вещь. Большинство людей проживают свои жизни, так и не узнав толком все аспекты своей личности»

Тим Бёртон

Все неточности можно исправить, прочитав настоящую биографию режиссёра, посмотрев его фильмы или ознакомившись с комментариями знавших Эда Вуда людей. Так, бывшая девушка Вуда положительно отозвалась о картине Тима Бёртона, но не оценила свой образ, воплощённый Джессикой Паркер, прокомментировав: «Мы действительно любили друг друга. Мы стремились найти инвесторов вместе; я с таким трудом поддерживала нас с Эдом».

Фильм Тима Бёртона привлёк огромное внимание к кинолентам Эдварда Вуда. Кассовые сборы оставляли желать лучшего, как и полагается, если речь идёт об Эде Вуде, зато бюджет байопика о худшем режиссёре был в 100 раз больше, чем у всех фильмов Эда вместе взятых. Это ещё один комплимент в адрес Вуда, ведь Бёртон шёл по той же карьерной лестнице, но таки добился финансирования своих необычных картин и даже признания.

«Если я сам добился успеха, почему я делаю картину о человеке, который не был столь успешен? У меня же, когда я думаю о нем, о себе, о своих фильмах, такое ощущение, что любой из них может «выстрелить», а может и нет — линия, разделяющая успех и неудачу, вообще чрезвычайно тонка. Именно поэтому его судьба взволновала меня: кто знает, может быть, и я завтра стану Эдом Вудом. Уж поверьте мне: ни одному из моих фильмов на киностудии не прогнозировали успеха до его выхода на экраны»

Тим Бёртон

Долго уговаривать Джонни Деппа на роль Эдварда Вуда-младшего не пришлось. По его словам, не прошло и 10 минут, как он согласился. Депп видел «Глен или Гленда» и «План 9 из открытого космоса», которые посоветовал ему режиссёр фильма «Плакса» Джон Уотерс. Готовясь к роли, он изучал игру Джека Хейли в «Волшебнике страны Оз», где тот исполнил роль железного дровосека, а также, по совету Тима Бёртона, поведение Микки Руни в поздних фильмах о приключениях Энди Харди. Кроме того, Деппу казалось уместным подражать оптимистичности Рональда Рейгана и копировать голос Кейси Кейсема, озвучивавшего Шэгги в «Скуби-Ду».

«Я стремился подобрать причудливый по своему разнообразию состав актеров. Джонни материал фильма понравился, он нашел в нем много для себя созвучного. Мне было интересно исследовать иные грани его личности — как он проявит себя в роли человека более открытого. И он прекрасно справился, сумел найти нужную интонацию»

Тим Бёртон

Особого внимания заслуживает работа гримёра Рика Бэйкера, который создал для Мартина Ландау специальный лицевой протез, чтобы добиться максимального сходства с внешностью Белы Лугоши. Его накладывали таким образом, что он не мешал мимике актёра. Ландау изучал поведение и манеры Лугоши на основе 25 фильмов с участием последнего, а также 7 его интервью.

«Особенно большие надежды я возлагал на Мартина Ландау: этот человек немало поработал в шоу-бизнесе. Мир Дракулы он знает не понаслышке, сам снимался в фильмах ужасов. Про него говорили: «Вид у него жутковатый, надо бы его снять в каком-нибудь ужастике». Короче говоря, Мартин прошел все это — работал с Альфредом Хичкоком, снимался и в дешевых хоррорах»

Тим Бёртон

Кроме того, в картине приняли участие дочь Ландау – Джульет, а ещё Патрисия Аркетт, Билл Мюррей, Джеффри Джонс и Джордж «Животное» Стил.

«Приглашая Билла Мюррея, я не ставил себе целью набрать побольше камео. Очень важно, что Билл в кино личность, а не типаж, про которого достаточно сказать: «Вот Билл Мюррей — и к этому нечего добавить». Он играет своего странного персонажа, который словно то появляется, то исчезает»

Тим Бёртон

Роль ведущей «Шоу Вампиры» Майлы Нурми исполнила девушка Тима Бёртона – Лиза Мэри. Настоящая Нурми была хорошо знакома с Мерилин Монро, Элвисом Пресли и Джеймсом Дином, она встречалась с Орсоном Уэллсом, а ее первым мужем был Дин Райзнер, который писал сценарии к большинству выпусков её «Шоу». В 1953 году натуральная блондинка Майла Нурми пришла на бал-маскарад в костюме Мортиши из комиксов Чарльза Аддамса, которые печатали в журнале The New Yorker. Её появление с чёрными волосами, белой кожей и в обтягивающем чёрном платье с глубоким декольте привлекло внимание телепродюсера Ханта Стромберга-младшего, который пригласил её для участия в ночной телепередаче на канале KABC-TV. Необычный имидж Вампиры, её домашний паук Ролло и чёрный юмор способствовали успеху шоу.

В 1954 году актриса была номинирована на премию «Эмми», как «наиболее знаменитый женский персонаж». В 1956 году по ее образу создавали Малефисенту для мультфильма «Спящая красавица», что подтвердил архивариус Диснея. А в конце 50-х годов Нурми снялась в провальной картине Эда Вуда «План 9 из открытого космоса», что только подчеркнуло закат ее карьеры. В будущем о Вампире исполнили песни The Damned и The Misfits, актриса также неоднократно подавала в суд безуспешные иски с претензиями к Кассандре Петерсон, якобы скопировавшей образ Вампиры для своего персонажа Эльвиры — повелительницы тьмы.

Нурми часто виделась с Лизой Мэри для обсуждения нюансов роли в фильме «Эд Вуд». Впоследствии актрисы продолжили дружить.

«Лиза Мэри и Джордж Стил раньше не пробовали себя в качестве актеров. Моей целью было создать максимально разношерстную команду, как в фильмах Эда Вуда, получить некий причудливый сгусток энергии»

Тим Бёртон

При создании кинофильма Тим Бёртон руководствовался биографической книгой Рудольфа Грея «Кошмар экстаза: Жизнь и творчество Эдварда Вуда-младшего», а также сценарием Скотта Александера и Ларри Карезюски — давних поклонников картин Вуда. Они намеревались сделать документалку о Вуде под названием «Человек в ангорском свитере» ещё во время учёбы в Школе киноискусств. Позже они писали сценарии к детским кинокомедиям, но вскоре поняли, что это не их призвание.

Известно, что Эд Вуд скрывал свой трансвестизм. Он любил женщин, но испытывал дикую страсть к переодеваниям, и даже будучи на войне носил дамское бельё под формой. Эд боялся, что его пристрелят, и что его тайна будет раскрыта. Переодевания будоражили его воображение, и он пытался поделиться этим со зрителями, например, с помощью дерзкой киноленты «Глен или Гленда», где он исполнил главную роль. Очень рискованная картина для аудитории 1953 года. Существовало достаточное количество единомышленников Эда Вуда, а те, кто придерживался другой позиции всё равно не отворачивались от него. Вся съёмочная команда знала о предпочтениях режиссёра и им было всё равно. Только первая жена аннулировала брак, но, кажется, ей просто не понравилось, что Эд растягивал ее свитера.

«Перехватывает дыхание от этого безоговорочного принятия странности близкого человека — в жизни такое не часто встретишь. Люди редко принимают тебя таким, какой ты есть, и когда принимают, пусть даже на подобном незамысловатом уровне, это здорово»

Тим Бёртон

Эдом Вудом движили энтузиазм и богатая фантазия. Он получал истинное удовольствие от своей работы, что доказывают его письма. Он прожил увлекательную жизнь, но умер в нищете. Как это ни печально, Эд Вуд достиг своего статуса почти легендарной личности только посмертно.

Такой же двигатель был у Тима Бёртона. Он согласился работать над биографией Эда Вуда без гонорара вовсе, а большинство актёров – за смешные деньги. Всё творилось ради искусства. Бёртон был убеждён, что фильм должен быть чёрно-белым, но ни одной студии такое цветовое решение не понравилось. Последним вариантом было предложение от The Walt Disney Company, и, подобно «Кошмару перед Рождеством», «Эд Вуд» вышел под дистрибуцией Touchstone Pictures.

«К решению снимать фильм чёрно-белым мы пришли самым обычным образом. Вместе с Мартином Ландау, который играл Белу Лугоши, мы делали пробы у художника по гриму и размышляли: «Какого цвета глаза у Лугоши?» А потом я понял, что не стоит мучиться сомнениями по поводу цвета глаз. Попросту сказать, снимать следует так, чтобы соответствовало замыслу фильма, а он прямо-таки напрашивался быть чёрно-белым»

Тим Бёртон

«Эд Вуд» получил восторженные отзывы, но зрителей картина не удовлетворила, превратившись в первый кассовый провал Бёртона. Фильм, однако, номинировался на двух «Оскаров» — и получил их. Награды Американской киноакадемии были вручены: за лучший грим — Рику Бейкеру и за лучшую роль второго плана — Мартину Ландау, который был также удостоен «Золотого глобуса». Обязательно посмотрите «Эд Вуд», если вы всерьёз увлечены кинематографом. Нам всем есть чему поучиться у Эда Вуда-младшего!

«Что ж, друг мой, вот тебе и открылась история жизни Эдварда Вуда-младшего. Факты из ряда вон… и все же малейшая из упомянутых деталей заручена поддержкой свидетелей и показаниями, данными под присягой. Человек. Его жизнь. Сможешь ли ты оспорить достоверность изложенного?»

Крисвел