Кросс-культура: Битлджус, Битлджус, Битлджус

0

Битлджус

Beetlejuice

1988

«Битлджус» стал настоящим прорывом, как для режиссёра Тима Бёртона, так и для актёра Майкла Китона, к которому буквально приклеилось прозвище «Мистер Мамочка» из-за одноименного фильма, где он исполнил главную роль.

«Майкл настоящий маньяк, сумасшедший, живой, как огонь, и у него эти огромные глаза. Я вообще люблю глаза, а у Майкла они совершенно фантастические»

Тим Бёртон

После успешного проката «Большого приключения Пи-Ви» все узнали кто такой Тим Бёртон, и рассматривали его как режиссёра, способного обеспечить хорошие сборы. После уймы «безвкусной» макулатуры в руки Бёртона попал причудливый сценарий Майкла Макдауэлла, который он превратил в экстравагантную смесь «Кентервильского привидения» и «Шоу ужасов Рокки Хоррора», — под названием «Битлджус».

«Майкл Макдауэлл, обладал хорошим, несколько извращенным, мрачноватым чувством юмора, и в этом была его сильная сторона. Он содержал в себе ту абстрактную образность, что я так люблю, со странными персонажами, внезапно появляющимися и исчезающими»

Тим Бёртон

По сюжету Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) счастливы вместе. Они собираются провести отпуск дома наедине друг с другом, но их мечтам не суждено сбыться. Адам поворачивает руль, чтобы не сбить собаку, и машина влюблённых падает в реку. Придя в себя, они возвращаются домой и обнаруживают, что стали призраками. Когда к ним вселяется претенциозная нью-йоркская семейка, оказывается, что классические приёмы привидений не в силах напугать новомодных хозяев, и тем более заставить их съехать. Тогда Адам и Барбара вынуждены обратиться за помощью к биоэкзорцисту Битлджусу (Майкл Китон).

На съёмках «Битлджуса» Тим Бёртон располагал бюджетом, позволившим разыграться его уникальному воображению, и подарившим возможность нанять профессиональную команду. Так в картине появились Вайнона Райдер, в роли девочки в духе Эдгара Аллана По, Майкл Китон, в качестве покрытого мхом внештатного биоэкзорциста, и Кэтрин О’Хара, в образе скульптора-авангардиста с диким стилем, а также Бо Уэлч, Дэнни Эльфман и Рик Хайнрихс, с которыми Бёртон будет сотрудничать при создании фильмов «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен возвращается» и других.

Бо Уэлч с полуслова понимал Бёртона и его цели, ведь режиссёр не собирался пугать зрителей, а хотел лишь пошутить над смертью. Они придумали приёмную у входа в загробную жизнь: ассистентку фокусника, которую только что перепилили пополам, и человека, сгоревшего дотла из-за курения в постели.

С Риком Хайнрихсоном Бёртон имел дело еще со времен «Винсента». По его словам, Рик — один из лучших скульпторов, с которыми ему доводилось работать.

«Он единственный мог воспринять идею, мой рисунок и сделать его объемным»

Тим Бёртон

Бюджет «Битлджуса» составил тринадцать миллионов долларов, из них всего один был выделен на спецэффекты. Однако Тиму Бёртону этой суммы было достаточно, чтобы поделиться со зрителями своими винтажными интересами. Таким образом он общается с нами.

«В кино, на котором я вырос, — фильмы Харрихаузена, «Волшебный мир Жюля Верна» и «Барон Мюнхгаузен» — спецэффекты всегда были несколько более человечными, в них чувствовалась ручная работа. Наверно, именно поэтому мне близка эстетика фольклора»

Тим Бёртон

В картине присутствует ряд визуальных особенностей, которые можно обнаружить во всех работах Тима Бёртона: черно-белая стилистика, кладбища, игрушечный городок. Дело в том, что окно в комнате маленького Бёртона выходило на кладбище, где он много играл безо всяких задних мыслей. Дети воспринимают всё как должное, поэтому негативных эмоций эта таинственная территория у него не вызывала. Изображение «игрушечного» американского пригорода найдет отклик в следующей картине режиссёра — «Эдвард Руки-ножницы», где однотипные жители не могут смириться с присутствием чужака. Бёртоновские персонажи и локации постоянно принимают новые формы, но зрители сразу узнают фирменный стиль режиссёра, так как он у Тима имеется.

«Битлджус» — альтернативная реальность, где призраки являются законными жильцами, а живые — злоумышленниками, претендующими на чужую собственность. Казалось бы, хуже смерти ничего быть не может, но фильм доказывает обратное. «Битлджус» также напоминает нам, что семья – это главное в жизни, и даже после нее.

Материал подготовила Marianna May