Кросс-культура: Бэтмен. Как весь мир полюбил комиксы

0

Бэтмен

Batman

1989

Тим Бёртон вырос на карикатурной киноадаптации комиксов о Бэтмене с Адамом Уэстом в главной роли. Предпочитая китчевым комедиям готическую атмосферу, Бёртон даже не думал становиться поклонником графических новелл о Человеке-Летучей мыши, пока не прочёл «Возвращение Тёмного рыцаря» и «Убийственную шутку». Мрачный тон повествования заворожил начинающего режиссёра и подтолкнул его к созданию нового фильма о Бэтмене. И в самом деле, кто лучше Тима Бёртона мог изобразить Готэм-Сити и его обитателей?

Первые комиксы о супергероях рассчитывались на детскую аудиторию. Их покупали за гроши, просматривали и выбрасывали, а коллекционировали лишь единицы. Со страниц этих самых комиксов сошли герои, которые дожили до наших дней, и произошло это, в частности, благодаря Тиму Бёртону.

Сразу после Супермена, который был едва ли не богом, «родился» Бэтмен – обычный человек, скрывавшийся под маской. В 1940-х годах сняли первый сериал о Бэтмене, но он не был серьёзным и не завоевал уважения у публики. Затем появились серии о Бэтмене и Робине — что-то между детективом и типичным телевестерном.

После битломании всем стало понятно, что молодёжь хочет вырваться из тесной чёрно-белой клетки и сделать мир ярким.

Тогда вышел ещё один сериал о Бэтмене, выполненный в духе модных фильмов о Джеймсе Бонде. Бэтмобиль 60-х годов стал самой узнаваемой машиной в Америке, а сам сериал — международной сенсацией. Это не был настоящий Бэтмен, но это была отличная пародия на него.

«Сериал — это было нечто иное, я вырос на нем. Помню, как, предвкушая зрелище, мчался домой, чтобы успеть к началу первой серии»

Тим Бёртон

В 1969 году издательство DC Comics приобрела студия Warner Bros. Это привело к появлению первого супергеройского блокбастера – «Супермен», а «Бэтмен» по-прежнему оставался в тени. «Супермен» познакомил широкую публику с супергероями, но он не стал трендом. Детям нравились полёты, а взрослым — любовная линия криптонца и землянки. Интерес к набриолиненному Супермену угас, также быстро, как и к тонкобровому Бэтмену, танцующему батуси.

Реинкарнировал образ Человека-Летучей мыши спустя более 20 лет Тим Бёртон, придав ему глубины и психологического смысла. Он сделал Бэтмена революционным, превратил его в символ массовой культуры.

Летом 1989 года произошло то, что назвали бэтманией. Американцы стали замечать на улицах постеры с огромным стильным логотипом Бэтмена, предвещавшем о выходе нового фильма. Подростки покупали билеты в кино ради того, чтобы посмотреть минутный трейлер предстоящего «Бэтмена». Поклонники комиксов и даже те, кто ни разу их не читал, заинтересовались картиной начинающего режиссёра Тима Бёртона.

Последний раз успешный мерчандайзинг сопутствовал выходу фильма «Звёздные войны» в 1977 году. В преддверии выхода эпопеи произошла истерия: поклонники (в частности школьники и студенты) страстно хотели проявить свою привязанность к новой «вселенной», покупая тематические футболки, карточки, стикеры и игрушки. Продажи мерчендайза помогли Джорджу Лукасу получить независимость, а любителям фантастики разделиться на фанатов Star Wars и Star Trek.

В случае с «Бэтменом» всё было иначе. Выход фильма совпал с 50-летним юбилеем его главного героя, и за полувековую историю «Бэтмена» мир не видел ничего подобного. Фэндом образовался из огромного количества людей, а лого с летучей мышью попало в мейнстримовую моду. То и дело в толпе можно было заметить ярко-жёлтый значок на чёрном фоне: кепки, футболки и даже полноценный косплей.

«Интересно, что все думали, будто шумиху создавала киностудия, на самом же деле создать ее невозможно, это — явление, живущее собственной жизнью».

Тим Бёртон

Бэтмания пробудила интерес к комиксам в целом. Их читали и раньше, но крутым это не считалось совсем. Теперь всё стало наоборот, и гик-культура начала стремительно развиваться.

Тим Бёртон заставил зрителей отказаться от скептицизма и поверить в невозможное. Но была одна вещь, в которую они категорически не хотели верить – это утверждение на главную роль Майкла Китона. Решение спровоцировало огромный скандал, в офис Warner Bros. были отправлены около 50 000 писем протеста, но Бёртон упорно стоял на своём. Он хотел неординарного Бэтмена, а не стереотипного американца.

«Нечто дикое легко увидеть в глазах Майкла, именно поэтому я был уверен, что он идеальная кандидатура на эту роль, — мне приходилось с ним работать прежде на съемках «Битлджуса». Такого парня можно представить надевающим костюм летучей мыши: он делает это просто потому, что так ему нужно, ведь он не похож на рослого, здоровенного мачо. Здесь вся штука в трансформации. И тогда эта история сразу обретает смысл»

Тим Бёртон

Помимо выбора Китона на роль Бэтмена поклонников комикса привело в ярость решение костюмера Боба Рингвуда изменить цвет бэтменовских доспехов с синего на черный и задействовать накладные мускулы.

«Он пытается создать некий образ для самого себя, хочет стать кем-то другим. Вот на этом и строилось каждое наше решение. Чего он хочет добиться? Почему надевает костюм летучей мыши? Чтобы напугать преступников, чтобы устроить шоу или чтобы ввергнуть в ужас людей, запугать их? Нашей идеей было очеловечить этого персонажа»

Тим Бёртон

Эти заявления американцы делали ещё до появления бэт-сосков на костюмах Джорджа Клуни и даже Вэла Килмера.

Если исполнитель главной роли был незаменим, то что делать с Джокером ещё точно не знали. Его хотели сыграть Уильям Дефо, Тим Карри и сам Дэвид Боуи. Соавтор комикса о Бэтмене Боб Кейн видел в роли «Человека, который смеется» только Джека Николсона. Его долго уговаривали, и он согласился, предоставив список условий. За свою работу Джек Николсон получил более $50 миллионов долларов.

«Мне очень повезло: когда я приступал к съемкам, я не испытывал страха вроде: «О боже, ведь это Джек Николсон!» И он замечательно ко мне относился, очень помог: благодаря ему значительную часть работы удалось сделать в сжатые сроки. Сохранял полнейшее хладнокровие. Бывало, сделает шесть дублей и все по-разному, при этом играет настолько здорово, что хочется включить в картину все шесть. Захватывающее зрелище»

Тим Бёртон

Шон Янг не смогла исполнить роль Вики Вейл из-за травмы, в связи с этим начались срочные поиски новой актрисы. Тим Бёртон предложил кандидатуру Мишель Пфайффер, но Китон признался, что ему будет трудно с ней работать, так как у них были отношения. Позже она сыграла Женщину-кошку в фильме Бёртона «Бэтмен возвращается», и, трудно было или нет, но Майкл и Мишель стали номинантами на премию MTV Movie Award за «Лучший поцелуй». А главную женскую роль в «Бэтмене» 1989 года исполнила Ким Бейсингер.

Одной из серьёзных задач было правильное представление Готэм-Сити. За 5,5 миллиона долларов съёмочную площадку превратили в смесь декораций из «Метрополиса» и «Бразилии». Руководил всем процессом художник-постановщик Энтон Фёрст. Тим Бёртон был впечатлен его работой в фильме «В компании волков» и пытался нанять его для «Битлджуса». От сотрудничества с Бёртоном Фёрст был в полном восторге, у них чудесным образом совпали интересы. За свои труды Энтон Фёрст был удостоен «Оскара».

«Придумывая Готэм-сити, мы просмотрели множество изображений Нью-Йорка. К тому времени был снят «Бегущий по лезвию», а всякий раз, когда появляется такой фильм — законодатель мод, он представляет собой определенную опасность для других режиссеров. Мы знали заранее: какой бы город мы ни создали, сравнение с «Бегущим по лезвию» будет неизбежным»

Тим Бёртон

Город построен, костюмы готовы, бэтмобиль оснащён пулемётами Браунинг M1919. Осталось только подсластить картинку музыкальным сопровождением. Тим Бёртон собирался пригласить своего коллегу Дэнни Эльфмана, а начальство хотело слышать в фильме песни Принса и Майкла Джексона. В итоге «Бэтмен» стал одним из первых фильмов с двумя звуковыми дорожками. В одной из них звучали композиции Принса, а в другой Эльфмана. Обе пользовались успехом. К слову, музыка из сборника Эльфмана звучала в интро Batman: The Animated Series.

«Мне нравится Принс, но мне не удалось заставить эти песни работать, мне казалось, что я оказываю плохую услугу картине, да и самому музыканту. И все же звукозаписывающая компания хотела, чтобы эти песни были включены в фильм. Очевидно, они сделали на них много денег. Но, увы, у меня не было ощущения, что песни выполняют в фильме свою функцию: они слишком привязаны к определенному времени»

Тим Бёртон

«Бэтмен» собрал более 100 миллионов долларов за первые 10 дней проката. Он оказался не только самой кассовой картиной 1989 года, но и самым успешным фильмом за всю историю Warner Bros. До выхода на экраны «Парка юрского периода» в 1993 году он оставался образцовым блокбастером, эталоном для всех подобных фильмов.

Материал подготовила Marianna May