Их вклад бесценен: печальный рекорд экипажа во главе с одесситом

0

6 июня 1971 года с космодрома Байконур к первой в мире орбитальной космической станции «Салют» стартовал космический корабль «Союз-11» с командиром Георгием Добровольским, бортинженером Владиславом Волковым и инженером-испытателем Виктором Пацаевым на борту. Удачно состыковавшись, космонавты перешли на борт космической станции, положив начало новому этапу штурма вселенной – этапу обитаемых пилотируемых долговременных космических станций. Космический экипаж под командованием Георгия Добровольского установил мировой рекорд продолжительности и дальности космических полетов того времени, пробыв в космосе 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. Газеты всего мира восторженно называли отважный экипаж «Салюта» богатырями космоса, звездными солдатами, а их рейс – разведкой будущего.

30 июня 1971 года при возвращении на Землю, из-за разгерметизации спускового аппарата, вся команда «Союза-11» погибла.

1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-11». Перед экипажем была поставлена большая и ответственная задача − состыковаться с орбитальной научной станцией «Салют», перейти в помещения станции и в течение многих суток провести запланированные научно-технические исследования и эксперименты. До этого момента космическая станция работала в автоматическом режиме.

xl-TASS_9528207

Когда расстояние между кораблем и станцией составляло 6 километров, на 20 секунд включился двигатель, и аппараты автоматически сблизились между собой до 100 метров. Дальше все управление по сближению и причаливанию экипаж проводил вручную. Когда стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют» была завершена, экипаж тщательно проверил герметичность соединения корабля и станции и после выравнивания давления в их отсеках инженер-испытатель Виктор Пацаев первым перешел на борт «Салюта». Следом за ним перешли и остальные члены экипажа. 7 июня в 10 часов 45 минут впервые нога человека ступила на орбитальную космическую станцию – это было начало эры обитаемых орбитальных пилотируемых космических станций.

000047

Первая пилотируемая орбитальная космическая станция «Салют» — обитаема!

Пилотируемая научная орбитальная станция — это целая научная лаборатория! В длину она около 20 метров, а объем всех помещений составляет более 100 кубических метров. Вес вместе с кораблем «Союз-11» — около 25 тонн. Конструктивно станция выполнена так, чтобы экипаж в течение длительного времени мог проводить научно-технические и медико-биологические исследования и эксперименты. Для коррекции орбиты на борту имеются ракетные двигательные установки.

dobrovolskuj

В первый день пребывания на станции экипаж осмотрел все ее помещения и произвел расконсервацию, а затем и проверку научного оборудования.

1972_CPA_4112

На борту космической станции космонавты проводили различные эксперименты. Исследовали состояние сердечно-сосудистой системы в условиях невесомости. С помощью специального многоканального усилительно-преобразующего устройства у космонавтов брались функциональные пробы для определения плотности костных тканей и состава крови. Также космонавты регулярно проводили телевизионные репортажи с борта станции, выполняли навигационные измерения, по результатам которых с помощью бортовой цифровой вычислительной машины определялись параметры орбиты станции.

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Космонавты на корабле «Союз-11» и станции «Салют» в общей сложности совершили 340 витков вокруг Земли, пробыли в космосе более 480 часов и перекрыли расстояние, равное 13440000 километров. 

«Открываешь люк — и… тишина из корабля…»

Пробыв 23 суток на орбите и выполнив все поставленные задания, «Союз-11» начал отстыковку от станции «Салют». И тут возникла проблема − герметично не закрывался люк спускаемого аппарата. Неисправность устранили просто − под концевой контакт датчика подложили кусочек изоленты. 30 июня спускаемый аппарат штатно приземлился, но экипаж молчал.

84_big

«Открываешь люк — оттуда раздаются голоса экипажа. А тут — хруст окалины, которой, как и положено, был покрыт спускаемый аппарат, стук металла, стрекот садящихся поблизости вертолетов и… тишина из корабля. Ребята были без сознания.

Мне довелось извлекать первым командира Георгия Добровольского. Он сидел в среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты обросли бородами за время длительного полета, у них были сложности с бритьем. Могли повлиять на внешний вид и перегрузки, возникающие во время спуска. Вслед за Добровольским мы вытащили Пацаева и Волкова».

«Тогда, в первые мгновения, мы ничего не поняли. Что произошло за эти несколько минут радиомолчания? На вид ребята — целы-целехоньки, теплые, температура у всех практически нормальная. Мысль о трагедии никому и в голову не приходила. Мгновенно развернулась вся наша медицинская бригада. У нас был опытный реаниматолог из Института имени Склифосовского. Шесть врачей начали делать космонавтам искусственное дыхание и непрямой массаж сердца».

«Еще задолго до старта медики предполагали, что после полета такой продолжительности при спуске могли быть «сложности перенесения перегрузок». Но не такой финал. Все медицинские работники продолжали выполнять свои обязанности до появления абсолютных признаков смерти космонавтов…»

51_big

Анализ записей «черного ящика» показал, что с момента отделения корабля от станции на высоте 150 километров в спускаемом аппарате начало падать давление. Через 30-40 секунд оно стало практически нулевым − из кабины улетучился воздух. Спустя 42 секунды сердца космонавтов остановились.

Роковое отверстие размером с пятикопеечную монету

Как оказалось, причиной гибели космонавтов стал открывшийся и рассыпавшийся вентиляционный клапан. Через образовавшееся отверстие и улетучился весь запас воздуха.

В то время космонавты в космос летали без скафандров, поскольку они просто не поместились бы в спускаемый аппарат, к тому же, запас воздуха в корабле был ограничен. На случай, если спускаемый аппарат совершит посадку на воду или приземлится люком вниз (а запас воздуха − ограничен), конструкторы предусмотрели установку в нем специального вентиляционного клапана, который открывался на завершающей стадии спуска, на высоте четыре километра. Через него в кабину поступал и выравнивал атмосферное давление забортный воздух. Однако при монтаже клапана рабочий вместо усилия 90 килограммов закрутил клапан с усилием 60-65 килограммов. Когда отстреливали орбитальный отсек, произошла большая перегрузка, заставившая этот клапан открыться раньше времени, когда корабль находился еще в космическом вакууме. Клапан рассыпался. В стенке корабля образовалась дырка диаметром 20 миллиметров. Сквозь нее из кабины вышел воздух.

1467275260_dvp-ekipazh-720x340
Владислав Волков, Георгий Добровольский, Виктор Пацаев

Диаметр отверстия, через который вышел воздух, был не больше размера пятикопеечной монеты, его можно было «пальцем» заткнуть. По действиям Добровольского и Пацаева, отстегнувших наплечные ремни, чтобы встать с кресел, они даже нашли это место, но не успели вовремя до него добраться. Уже через 22 секунды с начала падения давления космонавты стали терять сознание, а через 110 секунд у всех отсутствовали дыхание и пульс. Кислородных масок у космонавтов не было, поскольку до этого проблем с герметичностью кораблей не наблюдалось.

Уже после гибели экипажа «Союза-11» космонавты перед спуском на землю стали надевать специальные костюмы. Были разработаны меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

marka

Вообще Добровольский, Волков и Пацаев не должны были лететь. Они являлись дублирующей командой основного экипажа Алексея Леонова. Однако, из-за болезни бортинженера Валерия Кубасова, основной состав от полета был отстранен и заменен дублирующим.

kremljovskaja stena

Похоронили экипаж «Союза-11» в Москве в Кремлевской стене. Подполковнику Георгию Добровольскому и инженеру-исследователю Виктору Пацаеву посмертно присвоили звания Героев Советского Союза. Бортинженеру Герою Советского Союза Владиславу Волкову — дважды Героя. Это был его второй космический полет.

«Павший астронавт» − всем погибшим космонавтам!

На Луне, в районе Хэдли — Апеннинына, на юго-восточной окраине Моря Дождей, находится алюминиевая скульптура «Павший астронавт» — как дань памяти тем, кто внес значительный вклад в освоение космоса и кого уже нет в живых.

Алюминиевая скульптура, изображающая лежащего ничком астронавта в скафандре, находится на месте посадки экипажа космического корабля «Аполлон-15», она установлена 1 августа 1971 года командиром «Аполлона-15» Дэвидом Скоттом. Рядом с нею воткнута в грунт табличка, увековечивающая имена 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших.

pavshij astronavt

Автором скульптуры является бельгийский художник и гравер Пол ван Хейдонк. «Павший астронавт» − единственная художественная инсталляция на Луне.

Табличку с выгравированными на ней именами Скотт сделал сам. Здесь в алфавитном порядке имена 14 астронавтов и космонавтов, погибших и умерших в 1964—1971 годах. Среди них имена Добровольского, Волкова и Пацаева…

Георгий Тимофеевич Добровольский (космонавт № 24).

Родился в 1928 году в Одессе в семье рабочего. В 1946 году окончил одесскую спецшколу ВВС, затем Чугуевское авиаучилище, Военно-воздушную академию им. Гагарина. В отряде космонавтов − с 1963 года.

d

Посмертно стал Героем Советского Союза. Именем Добровольского названы проспект в Одессе, школа, где он учился, установлен его бронзовый бюст, он — почетный гражданин города.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

«Погибшие космонавты», Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г.Шафера

Александр Панченко, Геннадий Пономарев, Елена Юзефчук: ««Союз-11» погубила дырка размером с пятак», Сегодня

Владимир Шуневич: «30 июня исполнилось 40 лет со дня гибели космонавтов корабля «Союз-11» Добровольского, Волкова и Пацаева», ФАКТЫ

«Программа «Союз». Героический полет «Союза-11»»

«Добровольский Георгий Тимофеевич», Байконур

«Союз-11», Википедия

«Павший астронавт», Википедия

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa