«Высокая скорость по плечу только самым смелым и мужественным конструкторам и гонщикам, мастерам своего дела»
Владимир Никитин
В 1966 году конструктор скоростных автомобилей, рекордсмен мира и СССР по автогонкам Владимир Никитин создал самый быстрый отечественный автомобиль, способный развивать скорость до 400км/ч.
От «Харькова» до «ХАДИ»
У самого быстрого советского автомобиля «ХАДИ-7» был вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-350 мощностью 400 лошадиных сил, а расчетная скорость машины составляла 400 км/ч. Специально для него в Московском научно-исследовательском институте шинной промышленности разработали шины, способные выдержать такую скорость. Автомобиль длиной пять метров имел дюралевый кузов и весил всего 800 килограммов.
На самом деле, самый быстрый советский автомобиль «ХАДИ-7» начали разрабатывать еще в 1956 году под названием «Харьков-7», а двигатель у него был поршневой. Когда же Владимира Константиновича пригласили возглавить лабораторию скоростных автомобилей в Харьковском автомобильно-дорожном институте (ХАДИ), он забрал проект «Харьков-7» с собой.
А в 1963 году было принято решение возобновить работу над ним, но с газотурбинной силовой установкой вместо поршневого двигателя внутреннего сгорания. Эти работы велись уже под индексом ХАДИ-7. Переделывать авто помогали и специалисты из Харьковского авиационного института. Вот так, в 1966-м на свет появился рекордсмен «ХАДИ-7».
«ХАДИ-7» − рекорд на дистанции с места!
К сожалению, «ХАДИ-7» так и не удалось на практике развить скорость до 400 км/ч – не нашлось подходящей трассы.
В Советском Союзе все предыдущие рекорды скорости устанавливали на соленом озере Баскунчак, в Астраханской области. Однако уже в 1966 году, к моменту выпуска «ХАДИ-7», из-за интенсивной соледобычи озеро стало непригодным для гонок. Пришлось Никитину довольствоваться Чугуевской трассой (Чугуевский аэродром), что в Харьковской области. И тут ему снова не повезло – для преодоления барьера в 400км/ч трасса оказалась слишком короткой, но вывести автомобиль на высокую скорость все же, удалось.
Так, на дистанции 1 км с места «ХАДИ-7» разогнали до 320 км/ч! За рулем был Владимир Никитин, он всегда самолично устанавливал рекорды на своих автомобилях, не рискуя ничьей жизнью.
Однако побить всесоюзный рекорд, установленный московским инженером Ильей Тихомировым, так и не удалось. В 1963 году на озере Баскунчак он проехал на автомобиле «Пионер-2» с двумя газотурбинными двигателями со средней максимальной скоростью 311 км/ч.
Рекорды «ХАДИ-7»
В течение 1966-1967 годов этот гоночный автомобиль на Чугуевском аэродроме поставил четыре всесоюзных рекорда.
В 1966 году на дистанции 0,5км с места — 101км/час, на дистанции 1км с места — 160,6км/час.
В 1967 году на дистанции 0,5км с места — 112,8км/час, на дистанции 0,5км с места — 102,9км/час.
За рулем газотурбинного «ХАДИ-7» Владимир Никитин 23 апреля 1967 года установил свой тридцать четвертый рекорд скорости и на этом прекратил выступления на спортивных трассах.
А «ХАДИ-7» сохранился до настоящего времени. Он находится в Харькове, в музее Харьковского автомобильно-дорожного института, являясь одним из его экспонатов.
Легендарный конструктор и автогонщик Владимир Никитин
Шестнадцать необычных машин, тридцать четыре всесоюзных рекорда скорости, из них девять − выше мировых. Конструирование рекордных машин было для Никитина самым главным.
Он первым среди советских автоспортсменов шагнул за 200-километровый рубеж: в 1951 году на авто собственной конструкции Никитин показал на пятикилометровой дистанции скорость 202,179 км/ч. Владимир Константинович создавал свои «ХАДИ» в лаборатории скоростных автомобилей в Харьковском автомобильно-дорожном институте, став наставником для нескольких поколений автомобильных инженеров.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
«ХАДИ 7: украинский суперкар с максималкой 400 км/ч», AUTONEWS
А.Рогачев: «ХАДИ-7, «Харьков-7″», Автоспорт в СССР
Л. Шугуров: «Рекордная отметка-80», АвтоЗнайка
Татьяна Руднева