Столярная
Взгляд через объектив: величие аристократической достопримечательности Одессы

Взгляд через объектив: величие аристократической достопримечательности Одессы

Во всех городах мира есть места, ставшие как бы визитной карточкой, наряду с официально принятыми главными улицами. Так, например, в Киеве – Владимирская горка, в Москве – Арбат, в Петербурге – Летний сад, а в Одессе – Приморский бульвар.

Многие утверждают, что знакомство с достопримечательностями Одессы лучше всего начать именно с Приморского бульвара. Небольшая по размерам аллея, словно музей под открытым небом, предлагает всем желающим свои великолепные экспонаты, удачно осуществляя связь центральной части города с морем. Ведь не зря же Приморский бульвар был признан одним из лучших градостроительных ансамблей архитектуры классицизма на Украине.

PHOTO 1

Строительные работы начались в 1822 г. по проекту архитектора Потье. В тех первоначальных очертаниях бульвар сохранился и по сей день. Длина Приморского бульвара всего лишь полкилометра. На северо-западе он упирается в знаменитый Воронцовский дворец, на юго-востоке — в мэрию.

На бульваре расположены три площади, которые соединяют между собой аллеи с четырьмя рядами столетних платанов и клёнов, а также молодых каштанов и лип.

PHOTO 2

С одной стороны – обрыв, порт, море. С другой – ожерелье архитектурных шедевров, которые создавались в XIX веке лучшими одесскими, итальянскими и петербургскими архитекторами (Ф.Боффо, Ф.Гонсиоровским, Ф.Фрапполи, А.Мельниковым, Ф.Моранди, Г.Шеврембрандтом).

В 1877 году тут останавливался великий князь Николай Николаевич, в память которого городские власти решили переименовать бульвар в Николаевский.

А в 1920-м, новая власть нарекла бульвар именем революционера Фельдмана, на что одесситы «ответили» анекдотом о некоем приезжем, нанявшим у вокзала старого извозчика:

– На бульвар Фельдмана.

– Куды? – вопрошает извозчик, и пассажир, понизив голос, поясняет: – На Николаевский бульвар!

– Тридцать лет ездию по Одессе, – недоумевает старик, – и не знал, что Николаю была фамилия Фельдман!

Начинаем свою прогулку с северной части Приморского бульвара, где находится один из самых ярких архитектурных памятников Одессы – Воронцовский дворец. Здание было сооружено в 1824—1827 гг. под руководством известного не только в Одессе архитектора Ф. Боффо.

PHOTO 3

PHOTO 4

PHOTO 5

Небольшой дворец расположен на высоком склоне, с которого открывается прекрасный вид на море и гавань порта. Здание состоит из нескольких корпусов, решенных в различных архитектурных вариациях, но, несмотря на существенные различия между ними, некая общая нить всё же присутствует – она как бы окаймляет весь дворец, объединяя отдельные штрихи в одно общее целое.

PHOTO 6

Художественным оформлением внутренних залов, настенною росписью, мрамором каминов, хрусталем люстр, это здание может поспорить со многими дворцами, возведенными петербургскими зодчими.

Возвратившийся из Одессы американский путешественник Стеффенс утверждал, что «дворец по орнаменту и отделке внутри много выше таких в Италии».

Неотъемлемой частью дворцового ансамбля является величественная колоннада-бельведер-ротонда, выстроенная на самом краю обрыва в 1826—1828 гг., в качестве оранжереи Воронцовского дворца. Десять пар колонн образуют легкую дугу, необычайно эффектную со стороны моря.

«Оранжерея, окруженная вверху оббегающей галереей, является одним из прекраснейших мест дворца» – писал польский писатель Юзеф Крашевский.

Со стороны Воронцовского дворца, колоннада смотрится ещё более величественной, благодаря старинной лестнице, по которой некогда вели своих дам высокопоставленные особы в вычурных нарядах. А также, немалую роль играют благородные фигуры львов, обрамляя лестницу с обеих сторон. Эти львы, словно оберегают дух того времени, сохраняя память о прошлом и созерцая на современный мир.

PHOTO 7

К большому сожалению, по истечении времени, внутренняя отделка памятника старины пришла в упадок и нуждается в частичной реставрации.

PHOTO 8

На этом месте частенько можно встретить влюблённые пары, которые смотрят вдаль морских глубин с верой, надеждой и любовью...

PHOTO 9

PHOTO 10

Около дворца мы видим небольшую площадь. Здесь, в 1994 году появился фонтан работы Михаила Ревы «День и ночь». То, что это фонтан, вам придется поверить на слово... но воды в нем не было последние лет пять. После недавней реконструкции вода появилась снова, но затем опять исчезла. Однако этот памятник изумительно вписался в дворцовый ансамбль и прекрасно сочетается, как с колоннадой, так и с самим дворцом. И это не удивительно, ведь одесский скульптор Михаил Рева обладает огромным талантом. Для основания фонтана он использовал весьма традиционную для Одессы вещь – мраморную чашу. Подобные служили навершием колодцев-цистерн в одесских дворах, в которых хранили воду, доставлявшуюся в город из источников – до того, как в Одессе был построен первый в Российской империи водопровод.

PHOTO 11

Минуя Воронцовский дворец, мы попадаем на саму аллею Приморского бульвара, где по правую сторону плотно расположились красивые дома. Впервые в Одессе именно здесь начали практиковать принцип застройки – «стена к стене». Первым по счету возвышается дом графа Потоцкого, построенный в 1824-м году архитектором Гонсиоровским. В свое время он принадлежал общественному деятелю Одессы и градоначальнику Григорию Маразли. В 1840-х, здесь находилась канцелярия Одесского генерал-губернатора, а в непростые 1920-е располагалась редакция газеты «Моряк». Старожилы передавали из уст в уста рассказы о том, что в ней подрабатывали известные прозаики и поэты – Константин Паустовский, Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Илья Ильф и Юрий Олеша. Сейчас же это обычный жилой дом с административными помещениями и о славных временах, когда здесь обитал великий граф, уже ничто не напоминает... Особенно портит здание – его недавнее «приобретение» – надстроенная два года назад мансарда. Копье тогдашнего мэра города сломалось об алчность нувориша. Нынешние городские власти так и не снесли портящее здание убожество. Но это уже другая история…

PHOTO 12

Далее, по адресу Приморский бульвар, 4 мы встречаем величественное здание в стиле барокко.

PHOTO 13

Стиль барокко призван показать богатство и престиж владельца дома эпохи XVII-XVIII века. Динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии соединяются в этом строении в великолепную архитектурную композицию. Здание выполнено в нежных пастельных тонах, что придает ему благородство и величие. Античные колонны, барельефы и лепка дополняют искусный и вычурный фасад сооружения.

PHOTO 14

PHOTO 15

В глаза бросаются увечия, нанесенные временем: облущенная краска, трещины, разбитые стекла, но это все равно не делает здание менее привлекательным.

PHOTO 16

Пышности и вычурности дома под номером 4 значительно уступает 6 дом на Приморском бульваре. Скромный, выполненный в стиле классицизм, которому присущи простота форм и четкость линий. Фасад здания украшен красивыми ажурными балкончиками, которые хорошо подчеркивают искусную простоту архитектуры здания.

PHOTO 17

Этот дом знаменит тем, что в нем родился известный одесский поэт Иван Радченко, о чем свидетельствует мемориальная доска.

PHOTO 18

Интересна площадь, образованная полуциркульными зданиями. Они были построены по проекту архитектора Мельникова в 1827 — 1830 годах. Руководил работами Боффо. В правом полуциркульном здании размещались городские учреждения: присутственные места, суд, городская дума. В этом здании военно-окружным судом за революционную деятельность был приговорен к смерти Г.И.Котовский. Впоследствии смертная казнь была заменена бессрочной каторгой.

PHOTO 19

Симметричные здания разделены Екатерининской площадью, пересечение которой с Приморским бульваром стало известной точкой сборки одесских байкеров, а также стоянкой различных кофемашин. Аромат из мобильных кофеен наполняет воздух вокруг и делает атмосферу еще более волшебной.

PHOTO 20

В левом полуциркульном здании находилась Петербургская гостиница. Гостиница имела 60 номеров стоимостью от 1 р. 50 коп. до 25 руб. в сутки. При гостинице был прекрасный ресторан. В ней останавливались такие знаменитости, как В. Белинский, М. Щепкин и другие… В настоящее время на первом этаже здания размещается ресторан «Бульвар», интерьер которого выполнен в духе начала прошлого века. На данный момент ресторан закрыт.

Разделяет Приморский бульвар на две равные части памятник одному из основателей города – Дюку де Ришелье. Памятник поистине можно назвать главным символом Одессы. Взгляд Ришелье направлен на порт, а рука как бы манит всех странников посетить жемчужину у моря, послушать увлекательные истории и разгадать ее тайны.

PHOTO 21

Закладка памятника была произведена 30 июля 1827 года. В основание фундамента памятника были заложены разные медали и монеты, отчеканенные в царствование Людовика XVI, Екатерины ІІ, Павла I, Александра I и Людовика XVIII, при которых Ришелье служил. Была также заложена медаль Николая I, несколько серебряных монет и бронзовый медальон с изображением Ришелье, отчеканенный в Париже в 1822 году по случаю его смерти. На лицевой стороне памятника вырезаны слова: «Герцогу Эммануилу Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостоянию Одессы. Благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий сего города и губерний: Екатеринославской, Херсонской и Таврической воздвигли памятник сей в 1826 году при Новороссийском генерал-губернаторе графе Воронцове».

PHOTO 22

В основании памятника есть три барельефа, символизирующие земледелие, судебную систему и торговлю. Мешочек с монетами изображенный на барельефе пользуется особой популярностью у туристов. Согласно одесскому преданию, человека, который к нему прикоснется, ждет успех и богатство.

PHOTO 23

PHOTO 24

PHOTO 25

Гуляя по Приморскому бульвару, невозможно не облюбовать еще одно знаменитое архитектурное строение, визитную карточку города – Потемкинскую лестницу, которая ведет к вратам Одессы – Морскому вокзалу.

PHOTO 26

Лестница в разное время носила названия: Гигантской, Бульварной, Городской. После выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» получила название Потёмкинской, так как отдельные сцены фильма снимались на ней. Архитектором сооружения выступил знаменитый итальянец Франц Боффо, построивший в Одессе более ста зданий, которые по сей день воодушевляют своим видом. На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (первоначально их было ровно двести, но при расширении порта восемь ступенек были утрачены) и десятка пролётов. Длина Потемкинской лестницы составляет 142 метра, она создана перспективно – её основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), из-за чего при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины по всей её длине. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется гораздо длиннее и виден лишь сплошной каскад ступеней.

Солнечный весенний день – прекрасное время для прогулки по любимому городу. Солнце ярко освещает все вокруг и дает возможность рассмотреть и насладиться всеми достопримечательностями, одной из которых является величественный Приморский бульвар. Мы продолжим рассказ о его прекрасных строениях и захватывающих историях в следующей прогулке.

По Приморскому гуляли Дарья Готье и Алена Лысенко

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.