Выборы в одесской области: кто и как будет считать голоса избирателей?

Выборы в одесской области: кто и как будет считать голоса избирателей?

В период с 12 по 15 мая наблюдатели КИУ и Гражданской сети «ОПОРА» посетили 352 участка во всех избирательных округах Одесской области из 1474 участков, что составляет около 24% от всего количества участков области. В каждом избирательном округе было посещено по 32 участка, из которых как минимум половина — сельские участки. Избирательные участки посещались в рабочее время в промежутке с 9.00 до 18.00, те из участков, которые были закрыты на момент первой волны обхода, посещались повторно.

По итогам наблюдения, Одесская областная организация Комитета избирателей Украины констатирует:

Во время мониторинговых визитов  наблюдателям КИУ по официальным адресам удалось найти практически все избирательные участки. В то же время, в 2 из 11 избирательных округов Одесской области зафиксированы случаи, когда фактический адрес расположения участка отличается от официального адреса. В 8 из 11 — в некоторых случаях по указанным адресам не удалось обнаружить ни членов комиссии, ни признаков работы самой комиссии, а сами участки были закрыты.

Несмотря на то, что участковые комиссии должны были начать свою работу не позже 8 мая, до 15 мая таблички с указанием соответствующего округа и участка, отсутствовали на большей части, посещенных УИК. Наилучшая ситуация с обозначением избирательных участков сложилась в округах 141 (Ивановка), № 145 (Измаил), где таблички были на всех посещенных участках, и 142 (Беляевка), где таблички не было на одном, из посещенных участков. В остальных округах ситуация с обеспечением участковых комиссий соответствующими табличками с обозначением номера округа и участка, плачевная.

Независимо от того, по чьей вине отсутствуют таблички (или УИК не получили их от ОИК, или УИК их получили, но не вывесили), но до дня выборов все участки должны быть обозначены табличками в обязательном порядке.

До 12 мая все участковые комиссии обязаны были доставить именные приглашения избирателям. Однако по всей Одесской области зафиксированы нарушения этого требования законодательства. В среднем 15% участков в Одесской области не разнесли приглашения избирателям в установленный срок.

В то же время, далеко не все УИК, которые формально разнесли приглашения избирателям, подошли добросовестно к выполнению этой обязанности. В КИУ поступают обращения граждан, в которых избиратели жалуются на то, что не получили пригласительные вообще или нашли свои пригласительные и пригласительные своих соседей брошенными в парадной дома.

КИУ подчеркивает, что отсутствие пригласительного не является свидетельством того, что избирателя нет в списках и ему не нужно идти на выборы. Однако, если избиратель не получил пригласительное, то КИУ рекомендует обратиться в соответствующий орган ведения реестра избирателей (действует при каждой администрации) и проверить данные о себе в списках избирателей. Также уточнить данные о себе можно при помощи сети Интернет через онлайн-сервис «Личный кабинет избирателя» на сайте Государственного реестра избирателей Украины https://www.drv.gov.ua

В Одесской области, в среднем, только около 55% членов комиссий имеют опыт работы на предыдущих выборах. В тоже время, доля опытных членов комиссий в разных округах различна. Наименее опытные члены комиссий в округе № 144 (Арциз) — 30% и № 136 (Малиновский район) — 30%. Наиболее опытные члены комиссий работают в округах № 141 (Ивановский) — 75%, 143 (Б-Днестровский) — 80% и 145 (Измаил) -  80%. В остальных округах области часть опытных членов УИК составляет приблизительно 50%.

КИУ подчеркивает, что ответственность за уровень компетентности членов УИК несут, в первую очередь, штабы кандидатов, которые должны делегировать в состав УИК максимально компетентных и подготовленных представителей.

Угрожающей остается ситуация с ротациями в составах участковых комиссий. Замены членов УИК по всей Одесской области происходят массово и постоянно, основные причины замен — отказы членов комиссий выполнять свои обязанности либо систематическое отсутствие на заседаниях комиссий. Систематические неявки членов комиссий на заседания могут свидетельствовать о саботаже и, возможной попытке, срыва дня голосования. Напомним, что избирательные комиссии не могут работать в отсутствии кворума. В день голосования и при подсчете голосов отсутствие кворума особо опасно, в связи с высокой вероятностью опротестовывания и непризнания результатов выборов. Наиболее распространены случаи систематического невыполнения обязанностей членов комиссий от М. Добкина и П. Симоненко.

В связи с этим, Одесская областная организация КИУ призывает штабы кандидатов в Президенты и окружные избирательные комиссии Одесской области сформировать кадровые резервы потенциальных членов УИК для оперативного пополнения состава УИК в день выборов в случае попыток срыва процесса голосования и подсчета голосов со стороны некоторых кандидатов в Президенты путем организации неявки своих представителей на избирательные участки или их официального отзыва из состава УИК.

На части избирательных участков, посещенных в рамках мониторинга присутствующие члены комиссии не могли назвать какого-либо кандидата или партию, которых они представляют в комиссии.

Серьезным препятствием для полноценной работы УИК являются и проблемы с материально-техническим обеспечением, уровень которого на многих избирательных участках не соответствует нормативам, предусмотренным действующим законодательством и  соответствующим Постановлением ЦИК.

Наиболее распространенные проблемы: несоответствие помещений установленным нормативам, отсутствие оргтехники, легковых автомобилей, информационных стендов, отсутствие сейфов, телефонной связи (или «8»), канцелярских принадлежностей, кабин и урн для голосования, средств противопожарной безопасности, государственного флага Украины, аварийного освещения.

В связи с этим Одесская областная организация КИУ призывает соответствующие органы власти и учреждения, окружные избирательные комиссии — обеспечить УИК надлежащими помещениями и оборудованием, всеми необходимыми нормативными документами для их полноценной работы.

Примерно в половине участковых комиссий в Одесской области отсутствуют информационные стенды. В таких случаях постановления участковых комиссий хранятся либо у председателей комиссий, либо в сейфах.

Данная ситуация является недопустимой, поскольку нарушается требование закона о вывешивании постановлений УИК для ознакомления.

Большая часть участковых комиссий в Одесской области получала списки избирателей в установленный срок — 8 мая.

В то же время, г. Одесса и в округе № 139 (Котовск) часть комиссий получала списки избирателей позже установленного срока. В Одессе таких комиссий примерно 10% от посещенных, а в округе № 139 (Котовск) около половины посещенных комиссий.

Практически на всех посещенных наблюдателями КИУ участках избирателям предоставлена возможность ознакомления со списками избирателей.

Вместе с тем, в Одесскую областную организацию КИУ систематически поступают жалобы от избирателей на неточности в списках избирателей (отсутствие в списках, неверное внесение данных, наличие «мертвых душ») и сообщения о том, что в состав избирательных участков также включены еще строящиеся дома или дома, которые наоборот уже снесены, нежилые здания зданий (административные здания, торговые центры, рестораны).

Кроме этого есть дома, которые официально включены в состав определенных избирательных участков, но отсутствуют в списках избирателей.

Отчет подготовлен Одесской областной организацией ВОО «Комитет избирателей Украины» в рамках кампании общественного наблюдения, которая на национальном уровне осуществляется Гражданской сетью ОПОРА.

Для справки:

Общественное наблюдение ОПОРЫ — это тип активной деятельности сети, направленный на незаангажированную оценку процесса подготовки и проведения выборов, а также на предотвращение нарушений путем тотального общественного контроля. Профессиональный мониторинг всех этапов выборов оказывает опосредованное влияние на качество кампании. Путем сбора и распространения информации среди целевой аудитории, формируется общественное мнение внутри страны и за ее пределами. В стратегической перспективе общественное наблюдение фокусируется на улучшении системы выборов и отдельных процедур.

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.