В Одессе «прорубали» Единое Окно

В Одессе «прорубали» Единое Окно

27 мая в Одессе в рамках Международной транспортной недели прошел Четвертый международный семинар по вопросам упрощения процедур торговли и «единого окна», организованный Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) совместно с Правительством Украины при поддержке Украинского национального комитета Международной Торговой Палаты (ICC Ukraine) и Ассоциации транспортно-экспедиторских и логических организаций Украины «Укрвнештранс» в Украине.

В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы: опыт эксплуатации Системы портового сообщества (ИСПС) в Одессе; национальная стратегия упрощения процедур торговли; принципы государственно-частного партнерства; общая поддержка процедур упрощения торговли и проекта «Единое окно – локальное решение» в портах Одесской области; эволюция систем обмена торговой информацией в Украине.

«Единое окно» — механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представлять только один раз.

По мнению заместителя Председателя Общественного Совета при Госавиаслужбе Украины, Виктора Яценко «единое окно», которое, к примеру, уже введено в таких странах, как Финляндия, Сингапур и Сенегал, может ускорить процесс достижения более рационального использования энергии и управления людскими ресурсами, привести к улучшению услуг и повышение эффективности при эксплуатации и обслуживании, а также может ускорить успешное развитие нашей страны, в целом.

Виктор Яценко также сообщил, что в Украине уже вышло распоряжение Кабмина о введении «единого окна», а также практически подготовлены к введению системы и в авиаслужбе.

«К моему страшному удивлению, все не так уж и плохо», — сказал В.Яценко.

Также наработки есть и в морской транспортной сфере. Для этого введена Система портового сообщества (СПС). СПС – это нейтральная и открытая электронная платформа, дающая разумный и безопасный обмен информацией между государственными и частными заинтересованными сторонами для повышения эффективности и конкурентоспособности в морских и авиационных сообществах. Документы и информация могут быть связаны электронным способом для лучшей и более быстрой координации среди всех этих заинтересованных сторон в портовом сообществе. Портовое «единое окно» обычно подключается к Электронной системе таможенной декларации и другим регулирующим органам. Система должна оптимизировать, управлять и автоматизировать сглаженные портовые процедуры посредством однократного представления данных и подключения транспортных цепочек.

Система портового сообщества – это тип «единого окна», хотя некоторые эксперты считают, что это два разных понятия. В Европейской Комиссии два генеральных директора имеют две различные программы по созданию систем «единого окна» а масштабах всего Европейского союза: национальные на основе таможни и морские или транспортные «национальные ЕО».

Система портового сообщества в портах Одесского региона путем привлечения частных инвестиций экспедиторской компании «Пласке» и управляется частной компанией под названием PPL 33-35. Частный сектор в Украине добровольно принял совет ЕЭК ООН разработать СПС в Одессе как инструмент упрощения процедур торговли.

Во-первых, система была создана портом Одессы и для него самого, потом был подписан Меморандум о взаимопонимании с соседним портом Ильичёвска, с тем, чтобы расширить систему на порт города Южный, сухой Одесский порт и речной порт города Рени, создавая тем самым ключевое звено в потоках торговой информации между морским и речным транспортом. Инвестиции были частными, но осуществление было проведено специалистами находящегося в государственной собственности порта Одессы, а именно специалистами ИТ и коммерческого отдела порта Одессы. Тем не менее, они не принимают бизнес-модель, в соответствии с которой частный сектор будет инвестировать, восстанавливать свои инвестиции, затем переводить систему в находящиеся в государственной собственности порты, и оставить его работать как государственно-частное партнерство. Аргументом этому можно назвать то, что в государственном секторе (в порту) не было финансовых ресурсов, организационных способностей и потенциала для реализации проекта (даже, несмотря на то, что система была разработана специалистами из администрации порта, которая просила о проекте). Вторым аргументом считается то, что только частный инвестор может продолжить обслуживание и эксплуатацию системы после начала ее погашения. Ну и, наконец, третье, это то, что только частный инвестор взял на себя риски для финансовой поддержки проекта в начале.

Следующим планируемым шагом является создание морского «единого окна» в Украине, охватывающего все порты и различные виды транспорта в стране. На этой второй стадии разработки концепции «единого окна» в Украине, представляется, что модель ГЧП следует рассматривать гораздо более серьезно, чем на уровне СПС. На этом уровне (целого сектора экономики – морского транспорта или даже целого транспортного сектора) важно сохранить государственный сектор в общей картине во избежание рисков господства системы монополии и  чрезмерной концентрации основных функций государственных учреждений в частных руках. В Финляндии, например, морское «единое окно» под названием PortNet действует как компания под эгидой Министерства транспорта. В Украине были сделаны первые шаги для создания такого механизма. Администрация портов под эгидой Министерства инфраструктуры сделала первые шаги по созданию морского «единого окна». Генеральный директор Европейской Комиссии, касающийся мобильности, ГД MOVE, принял Директиву 2010/65/EU о процедурах передачи сообщений для судов, прибывающих в и/или отбывающих из портов, которая предусматривает создание сети национального «единого окна» (на самом деле, «единого окна» транспортного сектора) в Европейском союзе.

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.