С улыбкой об Одессе: такие разные мосты

С улыбкой об Одессе: такие разные мосты

Одесса всегда славилась своей изящной и богатой архитектурой. Но одесситы чувствовали, что их городу, чтобы походить на солидную «столицу мира» чего-то не хватает. И выход, как всегда, был найден…

Мосты! Только была одна проблема: хоть плохонькой речки, через которую можно было бы понастроить мостов, и той нет. Хотя, с речкой любой мосты строить может… Но мы же одесситы – мы выше всех условностей. Строить мосты надо просто так, где душа пожелает. Пусть все удивляются и завидуют.

Задачу облегчили балки и овраги, которые во множестве пересекали Одессу. Но особенно помогала одесская специфика. Дело в том, что одесские улицы всегда утопали в грязи. Конечно, можно было бы их замостить, и сделать это было достаточно легко, но одесситы лёгких путей не искали. Об этих путях мы и расскажем. Предупреждаем сразу: здесь собраны легенды об одесских мостах. А легенда, как известно, далеко не всегда совпадает с действительностью…

Карантинный мост

Одним из первых общественных мостов был мост, построенный архитектором Фраполи. Он значительно упростил дорогу одесситов в Карантин, который вдохновенно боролся с контрабандой (его крепостная стена по сей день сохранилась в парке Шевченко). Местные жители любили бывать в Карантине, чтобы лично участвовать в борьбе с контрабандой – без накруток купить виски и табак.

Кстати, архитектор Фраполи, тоже любитель хорошего виски и табака, так спешил построить мост, что недоглядел за стройматериалами и не успел распродать излишки, так что вынужден был из сэкономленного сырья построить заодно и городской театр, куда одесская интеллигенция, выпив контрабандного виски, стала наведываться, чтобы выкурить контрабандную сигару.

Мосты через Карантинную балку шли прямо до улицы Большой Арнаутской, и уже наверняка никто не помнит, куда они подевались. Утром просыпались, а очередного моста нет! Сохранились только мосты на улицах Жуковского, Еврейской и Греческой, и то благодаря тому, что поставили полицейских за мостами ночью присматривать.

Кстати об исчезнувших в Одессе мостах: многие не поверят, но мост был даже на Дерибасовской улице, там, где сейчас находится «Дом книги»…

Строгановский мост

Он был главным из трёх оставшихся мостов, и придавал Греческой улице логический смысл. Даже не сам мост, а его решётка, которую описал ещё Валентин Катаев: «Решётка Строгановского моста состояла из длинного ряда высоких железных пик».

Его назвали мостом самоубийцы. Одна женщина именно на этом мосту встречала после очередного футбольного матча своего мужа, возвращавшегося домой из парка Шевченко. А так как рядовой болельщик пьёт, как минимум пиво, до, на и после рядового футбольного матча, он возвращался уже «хороший». И она его в последний раз предупредила, что это кончится плохо.

И действительно, всё кончилось очень плохо – она стала ходить на матчи вместе с мужем. Вы спросите: а при чём тут самоубийство? А смотреть одесский футбол трезвым и с женой – это разве не самоубийство?

Мост Коцебу

Металлический каркас для его конструкции был изготовлен в Париже, а в Одессе только собран и установлен. Соединив Полицейскую улицу, мост, так же, как и Строгановский и Новикова мосты, расположен над Карантинной балкой.

Назван был мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, к слову, очень много сделавшего для Одессы, но, по курьёзному совпадению, отвергнувшего проект строительства моста на Полицейской улице в период своего правления.

Этому мосту очень порадовались кинематографисты, решившие заглушить мопед Сыроежкина из к/ф «Приключения Электроника» именно на этом мосту. Правда, следующий кадр перенес героя фильма уже ко Дворцу Спорта, но на такие «мелочи» зрители внимания не обращают.

Сабанеев мост

Он строился по заказу губернатора М.С. Воронцова, которому было неудобно ходить к своей любовнице Ольге Нарышкиной. «Неудобно» не в смысле неловко при наличии жены, а в смысле далеко. Пока дойдёшь, забываешь, за чем шёл (возраст, знаете ли). Имя своё мост получил в честь генерала И.В.Сабанеева, участника знаменитого Суворовского перехода через Альпы. Так ведь и переход через мост был не менее опасным из-за трещин, которые были хоть и поменьше, чем альпийские ущелья, но тоже ого-го.

Новиков мост

Этот деревянный мост имел стратегическое значение. Немцы-колонисты понастроили на Карантинном спуске поближе к порту «хлебные магазины» (склады). Вот прямо с Тираспольского тракта по улице Жуковского (тогда еще Почтовой) гружёные возы везли в порт зерно, и Новиков мост был стратегически необходим, чтобы облегчить участь уставших коней. И кони достойно ответили на заботу. Не в силах больше терпеть дорожные неудобства, прямо на Новиковом мосту они справляли естественную нужду.

Но когда попытались очистить мост от навоза, оказалось, что за многие годы навоз окаменел. И тогда решение проблемы нашёл помощник городского головы Соломон Маркович Нехай, предложив считать Новиков мост не деревянным, а каменным: пусть он стоит себе в веках и радует одесситов.

«Тёщин» мост

Самый последний построенный мост в Одессе и самый любимый (оценка по количеству существующих о нем баек).

Одни говорят, что его так прозвали из-за того, что мост сильно шатается, прямо как тёщин язык.

Другие – что одного богатого дядю очень достала болтовня жены, и он построил мост от своего дома прямо до окон тещи, чтоб его женушка могла каждый день бегать к маме и не докучать ему своими разговорами.

Но самая правдивая история – о первом секретаре Одесского обкома партии М.С. Синице. Синица жил в особняке на Приморском бульваре, а тёща – на улице Гоголя. Синица тёщу не любил, но терпел, потому что она бесподобно готовила фаршированную рыбу, которую кошерным секретарям обкома устав партии любить не рекомендовал.

И тогда был найден типично одесский выход: построить мост прямо к дому тещи. Всё равно никто не поверит, что ты любишь одесскую тёщу, но никто и не посмеет сказать, что ты не любишь одесскую кухню. За тебя всё скажет мост.

Одесситы сразу зауважали такого руководителя и полюбили такой подарок. Вышла лишь проблемка с дизайном. Когда архитектору поручили строить мост, то сказали, что он должен быть в классическом стиле, но не сказали, что это за стиль. Вот и вышло, что вышло.

Теперь Тёщин мост – любимое место молодоженов. Он весь увешан замками, как символом скрепления двух судеб. И не очень спасает мост установленное около него совсем недавно сердце: замки все равно вешают на перила. Союз двух молодых людей – что это как не мост между двумя любящими сердцами?

Так как же одесситам не любить мосты?!

Анастасия Загребина

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.