Предпринимателям на заметку: особенности проведения проверок по вопросам труда

Предпринимателям на заметку: особенности проведения проверок по вопросам труда

Проверки по вопросам труда, как иные проверки гос. органов, бывают плановыми и внеплановыми.

Об этом корреспонденту ВОЛНОРЕЗА сообщили специалисты юридической фирмы «АНК».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРОК ПО ВОПРОСАМ ТРУДА

Порядок проведения проверок по вопросам труда регулируется:

— Законом Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (на проверки труда распространяется действие: ст. 1, ст. 3, ч. 1, 4, 6-8, абз. 2 ч. 10, ч. 13, 14 ст. 4, ч. 1-4 ст. 5, ч. 3, ст. 6, ч. 1-4, 6 ст. 7, ст. ст. 9, 10, 19, 20, 21, ч. 3, ст. 22);

— Порядком осуществления государственного контроля над соблюдением законодательством о труде, утвержденным Постановлением Кабмина «О некоторых вопросах реализации ст. 259 КЗоТ и ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении Украины» № 295 (далее – «Порядок»).

Проверки по вопросам труда, как иные проверки гос. органов, бывают плановыми и внеплановыми.

6451_7KM

В связи с многогранностью вопросов прав и обязанностей предпринимателей и сотрудников их компаний, разъяснения в помощь юридическим лицам для нашего издания дали специалисты юридической фирмы «АНК».  Итак:

Проверки труда могут осуществлять:

— инспекторы территориальных органов Государственной инспекции Украины по вопросам труда (далее – «Гоструда»);

— инспекторы исполнительных органов местных советов (отн. вопросов оплаты труда и оформления трудовых отношений).

Полномочия инспектора подтверждаются служебным удостоверением (форма утверждена Приказом Минсоцполитики от 24.05.2017 г. №866

Удостоверение имеет вид книжки в твердой обложке темно красного цвета.

На лицевой стороне изображены герб и надпись «ІНСПЕКТОР ПРАЦІ» золотыми буквами.

Внутренняя сторона выглядит следующим образом:

 

ІНСПЕКТОР ПРАЦІПОСВІДЧЕННЯ № _____

Місцедля фото

___________________________

(прізвище, ім’я та по батькові)

___________________________

___________________________

 

Голова ___________________

М. П.

Дата видачі «___»_______20___ року
Орган контролю______________________________________________________Посада ___________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Особистий підпис

посадової особи_______________

 

Підлягає поверненню                М. П.

 

Проведение проверки осуществляется на основании направления на проведение государственного контроля, копия которого передаётся Компании.

Компания должна ознакомится с основанием проведения проверки с получением копии направления

В направлении указываются:

— наименование органа государственного контроля;

— наименование и местонахождение Компании;

— номер и дата приказа (решения, распоряжения) о проведении контроля;

— перечень вопросов проверки;

— срок действия направления;

— данные инспектора, уполномоченного проводить проверку.

ОДНАКО отсутствие такого направления не является основанием для не допуска инспектора! Отсутствие направления может стать поводом для оспаривания результатов инспекционного посещения.

Контроль (проверки) могут осуществляться в таких формах как:

— инспекционное посещение;

— не выездная проверка.

Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для проведения контроля (проверки):

Прямые основания, при наличии которых проверка проводится в любом случае:

— Для плановых проверок — План проведения проверок, утвержденный на год –

— Для внеплановых проверок:

1) обращение работника о нарушения законодательства о труде в отношении него;

2) обращение лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционного посещения исключительно по вопросу оформления трудовых отношений. Основанием для принятия такого решения может быть информация, свидетельствующая о наличии нарушений полученная в т.ч. из СМИ;

4) решение суда, на основании сообщения правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о наличии нарушений;

Косвенные основания, при наличии которых решение о целесообразности проведения проверки принимает руководитель контролирующего органа (отн. внеплановых);

5) сообщения должностных лиц органов государственного надзора о фактах, свидетельствующих о наличии нарушений;

6) информация, полученная от государственной фискальной службы и Пенсионного фонда о фактах, свидетельствующих о наличии нарушений.

К фактам, свидетельствующим о наличии нарушений относятся (среди прочего):

— наличие работников, которые выполняют работы (услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более 1 года.

— более 30 % работников на предприятии работают на условиях гражданско-правовых договоров;

— отсутствие уведомления налоговой о приеме на работу;

— в течении года не проводилась индексация зарплаты;

— в течении месяца количество работников, которые работают на условиях неполного рабочего дня увеличилась на 20% и более.

Перед проверкой контролирующий орган может уведомлять Компанию о ее проведение:

— Если плановая — за 10 дней до проведения проверки в обязательном порядке;

— Если внеплановая — инспектор не обязан уведомлять Компанию, если посчитает, что такое уведомление может помешать проведению проверки.

Продолжительность контроля (проверки) не может превышать:

— 10 рабочих дней – для средних и крупных предприятий;

— 2 рабочих дня — для микро и малых предприятий.

Количество и суммарная продолжительность проверок по труду за год НЕ ОГРАНИЧЕНО!

Инспектор труда наделен широким спектром прав:

— в любое время суток посещать помещения предприятия;

— знакомится с любыми документами, делать их копии;

— наедине или в присутствие свидетелей ставить вопросы директоры и работникам, получать устные/письменные пояснения;

— привлекать правоохранительные органы;

— иметь рабочее место на предприятии;

— осуществлять фото- , видео- съемку;

— получать информацию от государственных органов.

При этом инспекторам запрещено:

— рассматривать и проверять вопросы, которые были предметом рассмотрения в суде;

— разглашать производственную и коммерческую тайну;

— изымать оригиналы документов.

Требования инспектора предоставить информацию, документы, пояснения обязательны для выполнения.

Перед началом инспекционного посещения Инспектор по требованию предприятия обязан расписаться в журнале инспекционных проверок предприятия – в Компании рекомендуется завести такой журнал.

Исчерпывающий перечень вопросов контроля (проверки) определен законом:

Приказом Минсоцполитики № 390 от 02.07.2012 г. утвержден порядок проведения проверок по вопросам труда, в частности утвержден перечень вопросов по труду, которые проверяются, к ним относятся:

— оформление трудовых отношений с работниками;

— оформление коллективного договора;

— рабочее время;

— оплата труда;

— социальная защита работников (в т.ч. инвалидов, женщин, несовершеннолетних);

— трудовая дисциплина;

— гарантии работников;

— материальная ответственность работников;

— охрана труда;

— использование труда иностранцев;

— общеобязательное государственное страхование.

Учитывая то, что перечень вопросов достаточно обширный (выше приведены обобщающие вопросы), особое внимание следует уделять направлению на проверку (контроль), в котором указываются конкретные вопросы для отдельно взятого случая инспектирования. Это означает, что инспектор не уполномочен проводить проверку по другим вопросам, не указанным в таком направлении.

Документальное оформление окончания проверки:

1) По окончанию проверки составляется Акт;

В случае не согласия Предприятия с содержанием Акта в течение 3 рабочих дней с момента подписания Акта Компания готовит письменные замечания к нему.

Инспектор в течение 3 рабочей дней с момента получения замечаний обязан предоставить мотивированный ответ на них в письменной форме.

2) В случае выявления нарушений составляется Предписание об их устранении.

Инспектор не позднее следующего рабочего дня после подписания Акта выносит предписание с указанием срока на устранение выявленных нарушений.

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок Компания к ответственности не привлекается, штраф не налагается.

Исключение: штраф налагается одновременно с вынесением предписания и независимо от факта устранения нарушений в случаях:

— использования труда неоформленных работников;

— несвоевременной / не полной выплаты заработной платы;

— несоблюдения минимальных гарантий в сфере оплаты труда.

Порядок обжалования предписания и иных требований инспектора:

— в течении 10 календарных дней с даты получения предписания путем подачи жалобы руководителю (заместителю руководителя) территориального органа Гоструда;

— в случае несогласия с решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Гоструда – такое решение можно обжаловать путем подачи жалобы руководителю (заместителя руководителя) Гоструда (срок на обжалование не установлен).

Жалоба рассматривается в течении 30 дней с даты получения.

Подача жалобы приостанавливает срок исполнение предписания или требования.

Ответственность за нарушения:

01.01.2017 г. вступил в силу Закон № 1774- VIII, которым внесены изменения в КЗоТ в части увеличения ответственности за нарушение требований законодательства о труде.

На сегодняшний день ст. 265 КЗоТ предусматривает следующие штрафы:

— за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — в 30 — кратном размере минимальной заработной платы за каждого работника, относительно которого совершенно нарушения (96 000 грн);

— за нарушение сроков выплаты зарплаты работникам более как за 1 месяц, выплата их не в полном объеме — в 3-кратном размере минимальной заработной платы (9600 грн);

— несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате работы — в 10-кратном размере минимальной заработной платы (32 000 грн);

— за не допуск/препятствие в проведении проверки по труду – 3х кратный размер минимальной заработной платы (9600 грн);

— за не допуск/препятствие в проведении проверки по вопросам выплаты заработной платы и иных выплат работникам — 100 кратный размер минимальной заработной платы (320 000 грн);

— нарушение иных требований законодательства о труде – 1 минимальная заработная плата (3 200 грн).

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕРОК

Следует отметить, что проверки по вопросам труда уже активно проводятся в Ивано-Франковской и Днепропетровской областях. В остальных регионах Украины случаи проведения проверок весьма не многочисленны.

Отсутствие подобной практики позволяет Компаниям трактовать неоднозначные положения в законодательно установленного порядка проведения проверок по труду в свою пользу, в частности, следует обратить внимание на следующие.

Важно помнить о правах Компании и ее работников:

1) Право работников не давать пояснений инспектору

Как указывалось выше, требования инспектора предоставить информацию, документы, пояснения обязательны для выполнения.

С одной стороны, это дает основание предположить, что не выполнение требований инспектора может быть истолковано как препятствование в осуществлении проверки, что является основанием для наложения штрафа в размере 9600 грн.

С другой стороны, согласно ст. 63 Конституции Украины лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний или пояснений в отношении себя.

Вывод: работники не должны давать пояснений инспектору под предлогом «Я не буду давать пояснений, потому что я не знаю как в будущем они будут использованы, возможно и против меня».

2) Право воспользоваться правовой помощью адвоката

согласно ст. 59 Конституции Украины каждый имеет право на профессиональную правовую помощь (адвоката).

3) Право присутствовать при проведении проверки

Инспектору должно быть выделено рабочее место в Компании, он имеет право, входить во все помещения Компании и знакомится с документами. Так, на протяжении всего времени проверки в интересах Компании, чтоб рядом с Инспектором находился сотрудник компании, контролировал все его действия и немедленно сообщал о любых нарушениях со стороны инспектора выше стоящим гос органам.

4) Право получать и знакомиться с государственными актами

Компания должна получить экземпляры направления на проверку, актов, предписаний, иных документов, которые относятся к такой проверке.

5) Право предоставлять инспектору в свои объяснения, замечания или возражения к акту

Такие пояснения желательно предоставлять в письменной форме.

6) Право обжаловать неправомерные действия инспекторов

При этом ждать окончания проверки совсем не обязательно. Действовать необходимо сразу, как только замечено нарушение.

Существуют так называемые «горячие линии» — телефоны, по которым можно сообщить о нарушениях со стороны проверяющих органов и потребовать поддержки (вплоть до вызова полиции).

Например, работает «горячая линия» для предпринимателей: 0-800-503-045.

(Режим работы: в рабочие дни с 9:00 до 18:00, в пятницу до 16:45. В выходные дни и в нерабочее время звонки на «горячую линию» для предпринимателей по желанию заявителя переадресовываются на правительственную «горячую линию»)

7) Право получать консультативную помощь от инспектора на любом этапе проведения проверок

Консультативная помощь может заключаться в разъяснении прав и обязанностей Компании и ее работников, требований к осуществлению надзора (контроля).

Индивидуальные консультации предоставляются Компании в течении 15 календарных дней с момента получения запроса.

Компания не может быть привлечена к ответственности, если она действует в соответствии с консультацией контролирующего органа.

8) И напоследок — Право не допустить инспектора к проведению проверки

Порядок предусматривает исчерпывающий перечень оснований не допускать Инспектора:

— отсутствие служебного удостоверения;

— если на сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акте, справке, предписании, требовании, перечне вопросов, которые полежат инспектированию (формы уже размещены на сайте).

— если срок проведения инспекционного посещения превышает установленные законом сроки (10 или 2 рабочих дня).

Однако, не допускать инспектора стоит исключительно в том случае, если есть 100% уверенность, что у существую основания, указанные выше. В противном случает к Компании может быть применен штраф в размере 9600 грн.

Также обращаем Ваше внимание на несколько основных правил, которые следует помнить при проведении на предприятии проверки (плановой или внеплановой):

  1. Внеплановая проверка осуществляется только на основании направления, в котором должны быть правильно указаны наименование и адрес предприятия, должна стоять подпись начальника органа, указано основание для проверки и предмет!

***Примечание: копию направления должностное лицо обязано вручить.

  1. Помимо направления на проверку, необходимо сразу проверить служебные удостоверения лиц, явившихся на предприятие, а также переписать их данные (или твёрдо запомнить).
  2. О визите проверяющих должны быть, как можно скорее, уведомлены руководитель и назначенные руководителем лица.
  3. Следует завести на охране журнал проверок и предлагать проверяющим расписываться в таком журнале. Они обязаны это сделать по требованию представителей компании
  4. Далее следует пригласить проверяющих в помещение, которое они будут занимать на время проверки (или на рабочее место), и определить круг лиц, которые будут контактировать с ними. Контакт других лиц исключить.

Все сотрудники должны знать, кто контактирует с проверяющими, и в случае каких-либо вопросов переадресовывать на них. Отвечать: «я не знаю, это не относится к моим задачам». На провокации не поддаваться, на попытки упрекать или выкручивать – не поддаваться.

  1. Строить диалог с проверяющими желательно в спокойной, в меру любезной манере, с соблюдением элементарных правил вежливости, демонстрируя стремление содействовать в меру своих возможностей.
  2. В ходе проведения проверки следует выполнять законные требования проверяющих – предоставлять им те документы и информацию, которые относятся к предмету проверки. Важно, что это должны делать лица, которые назначены контактировать с проверяющими.

Проверяющий не имеет права запрашивать документ у первого встречного сотрудника, и первый встречный сотрудник НЕ ОБЯЗАН предоставлять документы.

ПОЭТОМУ: если документ запрашивают у кого-то, кто прямо не уполномочен, оптимальный ответ: «Я не располагаю такой информацией, обратитесь, пожалуйста, к директору».

  1. В ходе проверки важно фиксировать нарушения, которые вы замечаете, и затем доводить до сведения руководства. Лица, назначенные директором для контакта с проверяющими, по итогам проверки обеспечивают включение всех заявлений в акт проверки (либо в виде отдельного документа, либо в виде приложения к акту). В любом случае, в акте НЕОБХОДИМО сделать пометку, что возражения прилагаются (или будут дополнительно подготовлены).

На практике также применяется ряд превентивных мер по избежанию ответственности за нарушения. Хотя они носят весьма «радикальный» характер, стоит о них упомянуть о некоторых:

1) Использования наемного труда на условиях аутсорсинга — на основании договора о предоставлении персонала между Предприятием и специализированной компанией. В таком случае Предприятие не будет являться работодателем в отношении работников;

2) Получение судебного решения по «контролируемому» спору, в котором будут установлены потенциально спорные обстоятельства, например, признание договора между предприятием и «работником» гражданско-правовым. Напомним, что обстоятельства, установленные в судебном порядке в ходе проверки не проверяются.

Мы будем отслеживать развитие данного вопроса в дальнейшем и информировать Вас по мере развития ситуации.

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.