Политики и церковь: стоит ли игра свеч?

Политики и церковь: стоит ли игра свеч?

Согласно социологическим исследованиям украинское общество достаточно религиозно. Так, соцопрос, проведенный Центром Разумкова, показал, что верующими считают себя почти 2/3 украинцев (71,7%), в то время, как атеистами и неверующими назвали себя только 7,7% опрошенных.

Причем, если взять региональный аспект, то на западе Украины верующими идентифицируют себя почти 90% опрошенных, в то время, как на Юге и Востоке – около 60%.

При этом, церковь, как социальный институт является одним из лидеров общественного доверия украинцев. Согласно результатам социологического исследования Центра Разумкова, проведенного в июне 2018 года, церковь находится на втором месте по уровню доверия (после волонтерских организаций) среди институтов государства и общества, ей доверяют 61,1% опрошенных. В то же время, Президенту Украины доверяют только 13,8% опрошенных, Правительству – 13,7%, а Верховной Раде – 10,3%.

Поэтому немудрено, что политики все время пытаются трансформировать религиозность и доверие украинцев к церкви в своих интересах. В ход идут самые различные методы: от содействия в выделении земельных участков и помощи в строительстве храмов, до прямой финансовой поддержки. Но и сами религиозные деятели зачастую забывают о Христовой заповеди «Кесарю кесарево, а Божие Богу» и активно включаются в сотрудничество со светской властью, пытаясь получить от такого сотрудничества максимум преимуществ.

Одним из наиболее ярких случаев такой смычки «кесаревого и божиего» является вопрос получения Украиной томоса об автокефалии Православной Церкви, когда Верховная Рада, 18 апреля 2018 года, приняла Постановление «О поддержке обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». При этом ряд депутатов активно протестовали против такого решения, поскольку, как сказал председатель фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко, «Наша позиция в том, что государство не должно вмешиваться в религиозный вопрос». Однако, такая позиция совершенно не помешала сопредседателю фракции «Оппозиционный блок» Вадиму Новинскому в составе делегации митрополитов УПЦ Московского патриархата посетить Константинополь, чтобы отговаривать патриарха Варфоломея от предоставления автокефалии для украинской церкви.

novinski

В поддержке УПЦ МП замечены и ряд других депутатов, в том числе и одесситов. Так, широко известна дружба народного депутата Украины Сергея Кивалова с Митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом. А народные депутаты Украины шестого созыва Игорь Рыбаков и Валерий Малышев содействовали появлению в стенах одного из зданий Верховной Рады Украины по улице Садовая, 3А, где размещены парламентские комитеты, часовни УПЦ МП, что вскоре спровоцировало скандал и возмущение депутатов-прихожан других конфессий.

Но если с церковными лидерами ситуация ясна, то почему же политики и чиновники так стремятся подружиться с церковниками? Причина зачастую не только в их внутренней мотивации, связанной с личной верой, а и в попытке заручиться поддержкой Церкви в своих политических целях, к примеру, во время избирательной кампании.

Так, наличие в команде «Блока Юлии Тимошенко» протестантского пастора Александра Турчинова могло повлиять на электоральные предпочтения протестантских церквей на выборах в Верховную Раду Украины 2006 года. И хотя в процентном соотношении протестантов в Украине гораздо меньше, чем тех, кто причисляет себя к православным, но они, как правило, более дисциплинированные и лучше прислушиваются к ненавязчивым рекомендациям своих пасторов. В то же время, православные храмы постоянно посещают лишь несколько процентов тех, кто считает своей верой православие, но приходят в храм только на Пасху и Рождество.

Иногда дружба политиков и церковников заканчивается громкими скандалами. Так, достоянием СМИ стала история о попытках захвата еще недостроенного храма в элитном районе Киева, в которую вольно или невольно оказались вовлечены экс-нардеп Александр Дубовой и секретарь СНБО Украины Александр Турчинов, а одна из сторон конфликта – баптистский пастор Владимир Кунец – обратился за помощью к народному депутату Украины Сергею Лещенко, который написал об этом на своей странице в социальной сети Фейсбук.

Не менее громкой была история с народным депутатом Украины Оксаной Билозир. Билозир непосредственно содействовала появлению в Украине секты, называемой «черное братство» и была ее прихожанкой. Депутат является одним из основателей этой секты, носящей название «Украинская Правоверная Греко-Католическая церковь».

Именно Билозир помогла лидеру секты Антонину Догналу получить гражданство Украины. Депутат также привозила к Догналу известных политиков и гражданских деятелей.

Более того, Оксана Билозир была агрессивным адептом секты и вместе с экс-Генпрокурором Святославом Пискуном содействовала освобождению догналовцев, задержанных милицией за попытку рейдерского захвата епархиального управления в г.Стрый.

Однако, представители власти не ограничиваются только поддержкой лояльных к ним церковников.

Так, широкий резонанс приобрело дело о якобы физическом нападении уже упоминаемого нардепа Вадима Новинского на митрополита УПЦ МП Александра Драбинко – бывшего личного помощника ныне покойного предстоятеля УПЦ МП Владимира (Сабодана) и приверженца отделения церкви от влияния РПЦ. По указанному факту Генеральная прокуратура даже открыла уголовное производство и обратилась в Верховную Раду Украины с представлением о снятии с Новинского депутатской неприкосновенности, которое было удовлетворено.

Вышеуказанные факты не только свидетельствуют о нарушении в Украине конституционного принципа отделения церкви от государства, и государства от церкви, но и дают основания задать вопросы об искренности тех церковных лидеров, которые готовы использовать поддержку политиков и чиновников без учета личности «дающего» и «помогающего».

И хотя диалог церкви и государства важен в решении социальных вопросов (к примеру, когда речь идет о помощи бездомным, людям с инвалидностью, живущим, порой, в невыносимых условиях, малоимущим и т.п.), и такой диалог существует во многих развитых странах, в Украине он зачастую больше напоминает бизнес-сотрудничество.

Но проблема в том, что репутация церкви, которую она, перенесшая жестокое гонение в годы советской власти, нарабатывала долгие десятилетия, после тесного сотрудничества с политиками с неоднозначной биографией, может оказаться под вопросом.

Как следствие, будет снижаться и авторитет церкви, а соответственно снижаться и ее влияние на общество.

В то же время, в условиях, когда демократические институты государства не стабильны, Верховенство права под вопросом, а политики страдают дефицитом морали, именно вера и жесткая позиция церкви в отношении ряда острых социальных вопросов (к примеру – подкупа избирателей, воровства бюджетных средств, ситуации, когда люди благородной профессии – учителя и врачи, вынуждены унижаться и брать взятки, чтобы выжить), могла бы помочь стране и ее гражданам измениться. Как это произошло в свое время в Европе во времена реформации.

Сегодня перед церковью и ее лидерами стоит непростой выбор: остаться верной христианскому учению или идти «в ногу со временем», искусившись куском сладкого пирога с барского чиновничьего стола. Поэтому, перефразируя восьмую заповедь, хочется написать у входа в каждый храм: «не укради будущего у своей страны и у своих детей!».

Александр Сазонов

<ОтдыхСтолярная

Sorry, comments are closed for this post.