Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

Продолжаем рубрику, в которой рассказывается о событиях, произошедших в этот день много лет назад. Итак...

5 ноября в истории Украины

В 1902 году — было освящено новое здание женской гимназии А.Т.Дучинской на улице Тимофеевской (М.Коцюбинского)

10 марта 1896 года попечительный совет единогласно избрал Александру Тимофеевну Дучинскую начальницей гимназии, где до этого она работала классной надзирательницей. В июне Александра Тимофеевна стала и содержательницей гимназии.

gimnazija1

С 1896—1897 учебного года жизнь гимназии постепенно нормализировалась. Между тем, число учащихся стало расти, и прежнее помещение в доме, строившемся для частных квартир, теперь не могло удовлетворять самым элементарным требованиям. Оставался единственный выход — строить собственное здание.

Для него А.Т.Дучинской удалось при небольших наличных средствах приобрести усадьбу, принадлежавшую дворянам Ходецким. Ей помогли банковский кредит и согласие владельцев оставить значительную сумму под вторую закладную. Один из уважаемых киевских строителей Л.П.Чернояров, с которым Дучинская договорилась, начал строить, не требуя никаких гарантий и ручательств.

К концу октября 1901 года трехэтажное с цокольным этажом здание было подведено под крышу. Весной приступили к внутренней отделке, и уже в первых числах сентября 1902 года занятия начались в новом здании, которое обошлось в 84 тыс. руб.

В 1935 году в Киеве открылось регулярное троллейбусное движение

За несколько недель до этого водители троллейбусов обкатывали их в ночное время на пустынных улицах Киева.

Секретари ЦК КП(б) Украины Станислав Косиор и Павел Постышев стали первыми почетными пассажирами первого рейса.

trolleybus-1

«Под бурные аплодисменты, возгласы «Ура-а-а!» первый троллейбус с правительственной делегацией повел Иван Александрович Чешко, второй с почетными трамвайщиками повел Лев Иванович Бокач, за ним отправились в путь остальные машины. По всему пути следования на деревьях сидели мальчишки и радостно приветствовали процессию. Сопровождал троллейбусы эскорт автомобилей. Дорогу забросали цветами», — сообщалось в газете «Киевский электротранспорт».

Основой конструкции кузова первого троллейбуса являлся деревянный каркас с металлической обшивкой. Длина кузова – 9м, ширина – 2,3 м, а весил он 8,5 т. Максимальная скорость движения – 50 км/ч. Сидячих мест в салоне было 37, имелись зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, под сиденьями установлены электропечки. Зайти в салон можно было через две двери, которые открывались вручную, передняя – водителем, задняя – кондуктором.

trollejbus3

Сразу же стало понятно, что троллейбусы серии ЛК-1 далеки от совершенства. Обнаружился ряд серьезных недостатков: слабые карданный вал, редуктор, полуоси, тягловый двигатель... Частенько выходил из строя и механический тормоз. Очень плохим качеством отличалась и колесная резина. Сами троллейбусы были тяжелыми, дорога на маршруте битая, в ямах, ролики по несколько раз в день рвали контактную сеть, пассажиров столько, что невозможно закрыть двери!

В 1952 году состоялся ввод в действие первого в Украине телецентра

Место для киевского телецентра выбирал лично Никита Хрущев, который тогда был партийным и хозяйственным руководителем Украины.

«Решили строить в Киеве телецентр, возможно, благодаря Н.Хрущеву. Понимаете, потому что он посмотрел: в Москве телевидение работает, в Ленинграде — также. А чем Украина хуже? И вот, благодаря ему, Сталин и распорядился выделить для строительства 43 миллиона рублей — в то время это были большие деньги…

teletcentr

В 1951 году облицованное белым станиславским известняком четырехэтажное здание телецентра выходило фасадом непосредственно на Крещатик.

teletsentr

Тогдашняя киевская телебашня высотой в 180 метров, увенчанная еще 12-метровой турникетной антенной, была сооружена на холме сразу за зданием телецентра по ул.Мало-Подвальной (нынче Бориса Гринченко). Она предназначалась для передачи двух программ с зоной уверенного приема их на расстоянии до 60 — 70 километров.

В 1953 году в Киеве был введен в строй первый в СССР цельносварной мост через Днепр (мост Патона)

Автор проекта – академик Академии наук УССР Евгений Патон. 18 декабря 1953 года Совет Министров Украины своим постановлением присвоил имя Е.О.Патона этому величественному сооружению.

Мост Патона является одним из крупнейших мостов Европы. Он состоит из 26 пролетов. Длина моста 1543 м, ширина между бордюрами 21 м, ширина тротуаров – 3 м.

Most patona

Особенностью моста является то, что впервые при строительстве такого сооружения его главные балки были изготовлены и смонтированы с помощью электросварки. При монтаже 264 пролетных блоков сварено 10668 швов. До этого при строительстве и монтаже мостов использовались заклепки.

Новый способ мостостроения, испытанный в Киеве, стал самым распространенным в мире. Сейчас мост имени Е.О.Патона – одна из визитных карточек столицы Украины.

В 1960 году в Киеве было открыто новое здание цирка

До этого времени цирк ютился в брезентовых палатках-шапито, специально построенном временном здании цирка на углу ул.Саксаганского и Красноармейской. Но эти помещения не соответствовали потребностям цирка. Здесь не было отопления, не было помещений для артистов и животных.

tsirk

Проект здания цирка создал архитектор В.Жуков, оно стало самым большим купольным зданием в городе.

Национальный цирк Украины (Киевский государственный цирк) — центр циркового искусства, который имеет общегосударственное и международное признание.

В 1963 году в Киеве открыты две станции метрополитена: «Политехнический институт» и «Завод « Большевик»» (теперь «Шулявская»)

Станция метро «Шулявская» открыта 5 ноября 1963 года под названием «Завод „Большевик“» (по названию близлежащего крупного машиностроительного предприятия). Нынешнее название — со 2 февраля 1993 года, от исторической местности, где станция расположена.

«Шулявская» — станция глубокого заложения, имеет три подземных зала — средний и два зала с посадочными платформами. Залы соединяются между собой рядами проходов-порталов, чередующихся с пилонами. Подземный вестибюль соединен с выходом на поверхность трехленточным двухмаршевым эскалатором.

shuljavskaja i politeh

Станция «Политехнический институт» открыта 5 ноября 1963 года. Название станции выбрано по ее расположению рядом с Киевским политехническим институтом.

Интерьер станции соответствует требованиям того времени по борьбе с «архитектурными излишествами», довольно сдержанный, минимум мрамора, даже карнизы на пилонах отсутствуют. Но форма пилонов перекликается с тогдашними общими тенденциями — наука, космос. Эту тему поддерживает барельеф под названием «В космос» на торцевой стене центрального зала.

В 1964 году в Одессе сдан в эксплуатацию новый центральный автовокзал

Одесский автовокзал построили в конце улицы Дзержинского (ныне Колонтаевской) в 1964 году по чертежам архитектора Л.М.Наркевич, до этого использовавшей их при сооружении киевского автовокзала. Руководил строительством архитектор А.М.Милецкий.

avtovokzal odessa

Торжественное открытие с разрезанием красной ленточки состоялось 5 ноября 1964 года, при этом автобус с пассажирами впервые с этого места отправился в столицу Украины – Киев.

Здание автовокзала обращено в сторону Киевской трассы и красиво смотрится на небольшом возвышенном плато. Строительство транспортной развязки в этом месте и реконструкция Балковской улицы стерли окончательно следы былых садов, дворцов, да и заводов.

В 1965 году в Киеве открыт мост Метро

Мост Метро — один из двух метромостов через Днепр в Киеве.

Двухъярусное сооружение для движения метропоездов (верхний ярус, посередине) и автотранспорта (нижний, с боков).

Most metro kiev

Построен рядом с бывшим местонахождением Цепного моста, разрушенного в 1920 году, и созданного на его основе Моста имени Евгении Бош, разрушенного во время Великой Отечественной войны.

Мост Метро — первое в мире по размерам прогонов арочное сооружение на сухих стыках. Консоли сложены из отдельных железобетонных блоков, соединенных металлическими болтами. Пролет между опорами — 60 м. Длина — 700 м.

В 1971 году открытие в Киеве станций метро «Святошин», «Нивки» и «Октябрьская» (теперь «Берестейская»)

Станция «Святошин» — станция мелкого заложения из сборных железобетонных элементов, колонного типа, одного проекта со станцией «Нивки». Разница со станцией «Нивки» заключается лишь в облицовке колонн, некоторых архитектурных деталях и освещении. Имеет подземный зал с посадочной платформой островного типа. Своды зала опираются на два ряда колонн. Зал с обеих сторон соединен лестницами с подземными вестибюлями, выходящими в подземные переходы под проспект Победы. Наземные вестибюли отсутствуют.

berestejskaja nivki svjatoshin

Станция «Берестейская» открыта под названием «Октябрьская». Она является типовой колонной трехпролетной станцией мелкого заложения. Зал станции соединен с подземным вестибюлем лестницей на спуск и двухленточным эскалатором, работающим на подъем. Как и многие предшественницы, эту станцию затронула политика борьбы с «архитектурными излишествами». Станция получила свое название по историческому украиноязычному названию белорусского города Брест – Берестье (Берестя), в виду своего расположения вдоль проспекта Победы, до 1985 года носившего название Брест-Литовский проспект, а еще раннее Брестская (Берестейская) или Житомирская дорога.

В 1952 году родился Олег Владимирович Блохин — выдающийся украинский футболист, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер Украины

Олег Блохин — воспитанник футбольной школы киевского «Динамо». Выступал за команды: «Динамо» (Киев), «Форвертс» (Австрия), «Арис» (Греция). Является обладателем Кубка кубков и Суперкубка Европы, Бронзовым призером Олимпиады 1972 и 1976 гг, Обладателем «Золотого мяча», вручаемого лучшему футболисту Европы. Участник чемпионатов мира в Испании и Мексике. Чемпион СССР 1974, 1975, 1977, 1980, 1981, 1985, 1986 гг.

bloxin-1

Лучший бомбардир чемпионатов Советского Союза — 1972, 1973, 1974, 1975, 1977 гг. Обладатель Кубка СССР 1974, 1978, 1982, 1985, 1987 гг. Лучший футболист страны 1973, 1974, 1975 гг. В составе сборных СССР (первой и олимпийской) провел 112 матчей, забил 44 гола.

Тренировал команды «Олимпиакос» (Греция), ПАОК (Греция), АЕК (Греция), «Ионикос» (Греция). Был главным тренером сборной Украины в 2003—2007 годах, с ним сборная Украины пришла к своему высшему достижению — стала четвертьфиналистом чемпионата мира 2006 года.

С сентября 2012 года по 16 апреля 2014 года — главный тренер «Динамо» (Киев).

И еще несколько интересных событий дня:

В 1968 году украинский правозащитник Василий Макух в знак протеста против коммунистической тоталитарной системы, колониального положения Украины и политики русификации и агрессии СССР против Чехословакии, совершил акт самосожжения на Крещатике в Киеве.

Рубрику ведет Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.