Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

Сегодня в рубрике ВОЛНОРЕЗА «В этот день много лет назад» ее ведущая Татьяна Руднева расскажет о событиях, которые произошли в Украине в разные годы в эту дату. Итак…

9 сентября в истории Украины

В 1913 году в небе над Киевом Пётр Нестеров впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвая петля»

Идея о мёртвой петле зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность «мёртвой петли», так как «в воздухе везде имеется опора».

Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем П.Н.Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л.с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

nesterov u mertvaja petlja

Согласно рапорту, лётчик на высоте 800—1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолет вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.

Спустя шесть дней эту сложную авиационную фигуру повторил француз Адольф Пегу. Именно это событие получило широкую огласку и в иностранной и в российской прессе. В мае 1914 года Пегу прибыл в Санкт-Петербург для демонстрации «мёртвой петли». В ответ Нестеров разослал телеграммы в редакции российских газет: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую «мёртвую петлю» совершил русский лётчик…».

В зарубежной исторической прессе авторство «мёртвой петли» приписывается асу кайзеровских ВВС Максу Иммельману как «петля Иммельмана».

10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществленную им «мёртвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Пётр Николаевич никогда не расставался.

В 1920 году образован Киевский авиационный завод

Киевский государственный авиационный завод «АВИАНТ» образован 9 сентября 1920 года решением Совета Военной Промышленности №15178 под наименованием Государственный авиационный завод №12 (ГАЗ-12).

Он был создан на базе мелких разрозненных ремонтных мастерских и находился до начала войны по ул.Гарматной. Первым директором завода и фактически его организатором был профессор Викторин Флавианович Бобров.

zavod aviacionnoj kievskij

Завод был образован для проведения ремонтов находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства. Но уже с 1925 года завод начал серийное производство самолётов.

Под руководством конструктора К.А.Калинина был разработан и построен первый 4-местный пассажирский самолет К-1. В 1932—1934 годах на заводе был запущен в серийное производство скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1.

25 июня 1941 года, во время Великой отечественной войны, завод был разбомблен. После освобождения Киева от фашистских захватчиков, 6 ноября 1943 года, на заводе проводили ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

В 1945 году заводу было поручено производство вертолетов конструкции Братухина, но далее их производство было прекращено приказом запуска производства Ми-1, выпуск которых составил всего 5 штук. 23 августа 1948 года завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2, на который поступил заказ Министерства авиационной промышленности на выпуск 50 штук в 1949 году (2 из них – в первой половине). Сотрудники ОКБ-153 сталкивались со сложностями в отношениях с руководством завода; из письма Антонова министру авиационной промышленности: «Основной причиной невыполнения плана заводом является крайне низкий уровень организации производства. Участвуя в работе завода, я длительное время наблюдал деятельность директора завода М.Г.Миронова и по-прежнему настаиваю на его замене».

В 1950 году директором завода был назначен Петр Шелест, который и способствовал началу массового производства Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1954—1956 годах завод изготовил опытный образец военно-транспортного самолета Ан-8. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. Всего завод изготовил 1028 самолетов Ан-24 различных модификаций. В 1969—1985 годах завод выпустил 1402 самолёта Ан-26. С 1979 года по 2003 год завод изготовил 18 самолетов Ан-124 «Руслан». С 1979 года завод изготавливает самолет Ан-32.

30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав Государственного авиастроительного концерна «Антонов».

В 1944 году подписан договор о польско-украинском переселении

Эвакуация украинцев из Польши, которая оказалась обыкновенной депортацией, затянувшейся на несколько лет, официально началась с подписания в г.Люблине 9 сентября 1944 г соглашения «Об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР» между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения.

От Украины свою подпись поставил Никита Хрущев, который тогда был председателем Совнаркома УССР. Согласно подписанному договору, эвакуация должна была проводиться на добровольных началах, однако обернулась принудительной депортацией, сопровождавшейся кровавым антиукраинским террором со стороны поляков.

polsko-ukrainskoe pereselenije

Все началось с политического противостояния Польши и СССР, обострившегося в 1939 году в связи с насильственным разделом территории Польши. После окончания войны польское эмиграционное правительство в Лондоне настаивало, чтобы восточная граница послевоенной Польши проходила там, где она была в межвоенные годы, т.е. – в состав страны должна была входить вся Западная Украина, захваченная в свое время советскими войсками и которую поляки считали своей исконно польской землей. Однако судьбу второстепенных восточноевропейских государств, таких как Польша, решали страны-победительницы СССР, США, Англия. В результате обсуждений остановились на том варианте, который имеем сегодня. Официальный договор о советско-польской границе был подписан 16 августа 1945 года. На землях, которые отошли к Польше, осталось проживать около 700 тысяч человек коренного украинского населения, которое совершенно не стремилось оставлять свое нажитое имущество и переезжать в колхозы советской Украины.

Граница, установленная между Польшей и УССР 26 июля 1944 года, не удовлетворяла ни поляков, ни украинцев. Поляки надеялись удержать свои владения в пределах Львова и нефтяного бассейна Прикарпатья, украинцы — присоединить к УССР Холм, Перемышль, Лемковщину. Но этого не случилось.

Поэтому уже 9 сентября 1944 года польский комитет Национального освобождения подписал с правительством УССР договор об обмене населением. Этот документ касался как поляков и евреев польского происхождения, которые, согласно новой границе, очутились на территории Украины, так и украинцев в Польше. В статье первой договора констатировалось, что эвакуация является добровольной, и принудительное выселение не может быть применено ни прямо, ни косвенно. Договором было предусмотрено начать эвакуацию 15 октября 1944 года и окончить 1 февраля 1945 года.

Первый транспорт с переселенцами был отправлен по плану, но желающих переселяться с каждым днем становилось все меньше, поэтому срок переселения несколько раз продлевался. В первые месяцы переселения с территории Польши выезжали украинские семьи, у которых войной были уничтожены хозяйства, а также те, которым угрожали действия польского подполья. До 3 сентября 1945 года добровольно переселились немногим более 221 тысячи лиц, что составляло меньше 50% запланированного количества.

Вскоре принцип переселения был грубо нарушен. Как свидетельствуют документы научной конференции, проведенной во Львове в 1994 году, в тогдашних Перемышльском, Любачевском, Леском, Лежайском поветах так называемая «добровольная» эвакуация украинцев на территорию УССР с самого начала была обречена на провал. Дело в том, что украинцы этих поветов, земля которых с дедов-прадедов была для них «малой родиной», совсем не намеревались бросать свои жилища и ехать неизвестно куда. Поэтому до осени 1944 года никакого переселения с этих территорий не происходило. После этого поляки начали антиукраинский террор, который достиг своего апогея весной 1945 года. История переселения помнит села Павлокома, Пискоровичи, Березки, Базив, Скопив, Люблинец, Кобыльницу Руську, в которых были убиты и зверски замучены не одна сотня украинцев. Ситуация с переселением с польской стороны с каждым днем накалялась, поэтому 20 сентября 1945 года в Киеве был подписан польско-украинский протокол, которым сроки переселения продлевались до 31 декабря 1945 года.

В 1769 году родился Иван Петрович Котляревский, основоположник современной украинской литературы

Иван Петрович Котляревский — украинский писатель, автор «Перелицованной Энеиды», первого художественного произведения на современном украинском языке. Один из идеологов Просвещения в Украине.

Родился в Полтаве, 9 сентября 1769 года.

kotlarevskij

С 1780 по 1789 год учился в Полтавской духовной семинарии. С 1789 по 1793 год работал канцеляристом, а с 1793 по 1796 год — домашним учителем в сельских помещичьих семьях.

С 1810 года работал надзирателем «Дома для воспитания детей бедных дворян». В 1812 году во время похода Наполеона І Бонапарта на Россию Котляревский с разрешения генерал-губернатора Я.И.Лобанова-Ростовского, сформировал в городке Горошине Хорольского уезда на Полтавщине 5-й украинский казачий полк (при условии, что полк будет сохранён после окончания войны как постоянное казацкое войско), за что получил чин майора.

С 1816 по 1821 год — директор Полтавского театра. В 1818 году вместе с В.Лукашевичем, В.Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи «Любовь к истине». Умер в Полтаве в 1838 году.

И еще несколько интересных событий дня:

В 1919 году военный губернатор Киева генерал М.Бредов издал приказ об аннулировании советских денег. В Фастове этот день состоялся страшный кровавый еврейский погром, организованный белогвардейцами.

В 1929 году президиум ВЦСПС обсудил вопрос об эпидемии брюшного тифа на Донбассе. Констатировался резкий рост числа больных, причины такого положения: жилищный кризис, плохое и некачественное водоснабжение, некачественное общественное питание, проблемы с медицинским обслуживанием и т.д. Сообщалось о выделении правительством 1 млн. руб. на борьбу с эпидемией.

В 1944 году началась (продолжалась до 28 октября) Карпатско-Ужгородская наступательная операция войск 4-го Украинского фронта в результате которой была освобождена Закарпатская Украина и часть Словакии.

В 1961 году в Киеве состоялось первое выступление Украинского государственного балета на льду.

В 1964 году открыто прямое воздушное сообщение между Киевом и Скадовском (Херсонская область), расстояние между которыми «АН-24» преодолевал за 1 час 10 мин.

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.