Столярная
Одесситам на заметку: этот день в Украине

Одесситам на заметку: этот день в Украине

Продолжаем рубрику, в которой рассказывается о событиях, произошедших в этот день много лет назад. Итак...

31 марта в истории Украины

В 1922 году в Киеве основан театр «Березиль»

Березиль — украинский государственный драматический театр, основан Л.С. Курбасом в Киеве в 1922 году, в 1926 году переведен в Харьков, а в 1935 году переименован в Харьковский украинский драматический театр имени Т.Г. Шевченко.

berezil

Название театра происходит от украинского названия месяца марта — березень. Творческое объединение «Березиль» было основано в Киеве 31 марта 1922 года на базе одной из групп коллектива «Молодого театра». Его первое представление «Октябрь» состоялось 7 ноября 1922 года. В состав труппы театра входили А.М.Бучма, Н.М.Ужвий, А.И.Сердюк.

В начале 1920-х годов театр «Березиль» насчитывал шесть актерских студий (три в Киеве, по одной в Белой Церкви, Умани, Одессе), около 400 актеров и сотрудников, режиссерскую лабораторию (режлаб), музей театра (позднее Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины в Киеве), десять комитетов, в том числе «психологически-технический» комитет, который применял методы прикладной психологии для разработки новых методов обучения актеров и режиссеров. Также в театре действовал мюзик-холл. В жанре «костюмированной истории» были поставлены спектакли «Жакерия», «Савва Чалый», «Король забавляется», «Заговор Фиеско». «Березиль» издавал журнал «Баррикады театра».

berezil teatr1

В своей декларации коллектив объявил борьбу против рутины, штампа, косности. Он стремился создать театральное искусство, созвучное революционной эпохе, театр политической агитации, яркой сценической формы, сосредоточил творческие усилия на поиске новых сценических средств. В отличие от реалистического театра, лидер березильцев Лесь Курбас стремился к авангардизму, экспрессионизму, конструктивизму, необарочному символизму. Он делал упор на использовании простых декораций и мизансцен, активно применял в спектаклях средства фотографии, кино, музыки.

В 1920-х годах театральное новаторство пользовалось поддержкой советского руководства и «Березиль» было решено превратить в ведущий украинский драматический театр. В мае 1926 года он получил статус центрального украинского театра и переведен в столицу Советской Украины город Харьков. На его место в Киев (здание бывшего театра Соловцова) из Харькова перебрался театр имени Франко.

В Харькове театр «Березиль» разместился в помещении городского театра на улице Карла Либкнехта (позднее Сумская), где раньше работал театр имени Франко под руководством Г.Юры.

В начале 1930-х годов в советском театральном искусстве произошел переход от авангардистко-новаторских исканий к традиционному реалистическому искусству. Театр «Березиль» был обвинен в недоступности массам, а его режиссер в антидемократической позиции, буржуазном национализме и контрреволюционности. Лесь Курбас был снят с поста руководителя театра, а в декабре 1933 года арестован. Репертуар и идейная позиция его театра были полностью пересмотрены в духе официальной трактовки социалистического реализма.

В 1929 году Украинская Академия наук приняла новое «скрипниковское» правописание

4 сентября 1928 года Совет Народных Комиссаров УССР своим постановлением утвердил новое украинское правописание («скрипниковское» или «харьковское»), которое действовало до 1933 года. Со временем, 31 марта 1929 года, «скрипниковское» правописание было принято Украинской академией наук, а 29 мая 1929 года − Научным обществом имени Шевченко во Львове.

skrupnikovske

«Скрипниковское» правописание (от фамилии тогдашнего Народного комиссара образования, Николая Скрипника) было утверждено на Всеукраинской конференции правописания. Она проходила в столице УССР того времени, в городе Харькове (именно поэтому правописание еще называют «харьковским»).

Участие в этой конференции принимали украинские ученые со всех регионов, и это было очень важно, в первую очередь для соблюдения двух главных письменных традиций: галицкой (западноукраинской) и надднепрянской (великоукраинской). Харьковское правописание было принято демократическим путем голосования и с 1929 года распространено на все издательства и школы УССР, которые с этого времени должны были его придерживаться.

skrupnukivske

В 1933 году нормы «скрипниковского» правописания были признаны националистическими, и переделаны, приблизившись к российским.

В начале 1990-х годов филологи и политические деятели неоднократно выступали с требованиями восстановить по крайней мере некоторые нормы харьковского правописания. Впервые были изданы на Украине многие книги эмигрантов, причем именно в харьковском правописании. Явочным порядком были изданы несколько словарей, пользовавшихся данным правописанием. Тем не менее, из всех предложений было принято лишь возвращение буквы «ґ».

В 1940 году на Харьковском паровозостроительном заводе было организовано серийное производство легендарного танка Т-34

T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, разработанный конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.

В феврале-марте 1940 года два опытных Т-34 проходили испытания под Харьковом. Они полностью подтвердили высокие технические и боевые качества: боевой вес — 26,6, т.; дизель В-2 мощностью 500 л.с.; максимальная скорость — 54 км/час; броневая защита — толщиной 45 мм; удельная мощность 19,5 л.с. на тонну веса.

t34_41

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 и танк № 2 без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, а также два тяжелых гусеничных артиллерийских тягача «Ворошиловец» в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км) вне дорог общего пользования. В ночь на 17 марта оба танка прибыли на Ивановскую площадь Кремля для демонстрации руководителям партии и правительства.

17 Марта 1940 года в Кремле, на Ивановской площади, танки Т-34 были продемонстрированы членам правительства. Заводские механики по просьбе И. В. Сталина проехали по площади. Осмотрев танки, Сталин одобрил машины, назвав танк Т-34 «первой ласточкой».

t-34h54

После осмотра в Кремле танки Т-34 были испытаны на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке.

31 марта 1940 года Войсковая комиссия полковника В. М. Черняева, в протоколе от 31 марта 1940 года записала: «Пробег был совершен отлично. Танки Т-34 соответствуют тактико-техническим требованиям (ТТТ) и превосходят другие танки».

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка Т-34 на заводе № 183. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин.

Рубрику ведет Татьяна Руднева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.