Кросс-культура: Туман. Абсолютное испытание ужасом

Кросс-культура: Туман. Абсолютное испытание ужасом

Туман

The Fog

1980

«Джон Карпентер, который поразил мир «Хэллоуином», приносит вам абсолютное испытание ужасом»

«Туман» являлся последователем невероятно успешного фильма 1978 года «Хэллоуин», созданный сценаристом/режиссёром Джоном Карпентером и сценаристом/продюсером Дэброй Хилл. Для этой киноленты они решили полностью изменить манеру повествования, фокусируясь на мистической истории о призраках, практически лишённой насилия. Однако, во время монтажа, было принято решение о том, что такой подход может оказаться не успешным и тогда были добавлены дополнительные кровавые сцены (то же самое Карпентер сделал с «Хэллоуином 2»). Результатом стала картина, состоящая из впечатляющих атмосферных сцен, разбавленная ярко-красными красками насилия.

Несмотря на некоторые проблемы и неудобства, «Туман» стал культовым фильмом и обрёл огромное количество почитателей. Лента начинается с появления Джона Хаусмена, рассказывающего истории о привидениях детям, сидящим вокруг костра. В фильме задействована впечатляющая подборка актёров, включая Джейми Ли Кёртис, Джанет Ли, Ненси Лумис, Хол Хартли и Эдриенн Барбо. Карпентер отличается своеобразным чувством юмора, которое отражается в его кинолентах (например, у него есть привычка называть персонажей фильмов  именами реальных людей, которых он знал или работал с ними над предыдущими картинами – Дэн О'Бэннон и Томми Ли Уоллес).

В связи с отходом от оригинальной идеи, призраки в фильме не маячат перед людьми с угрожающими «Буу!», а являются нешаблонными духами из загробного мира и вполне угрожающими существами, оснащёнными мечами, крюками и другими подобными видами орудий, которыми не гнушаются воспользоваться. Кроме того, они достаточно отвратительны на вид, что не может не наводить ужас на зрителей. Объяснение таково: восставшие мертвецы — бывшие утопленники, которые были поражены чумой, потому они выглядят реалистично разложившимися, зелёными и покрытыми опарышами. Гримом и спецэффектами занимался гуру Роб Боттин, который позднее презентовал свои лучшие труды в следующем легендарном карпентеровском фильме «Нечто»). Здесь он проделал замечательную работу и даже сыграл роль главаря призраков – Блэйка.

Возможно, одним из лучших моментов в фильме является открывающая сцена, где три хмельных рыбака внезапно видят призрачный галеон, выплывающий рядом с их лодкой. Сцена демонстрирует идеальную смесь завораживающей потусторонней атмосферы и поражающей сцены насилия.

Как и с «Хэллоуином» фильм демонстрирует женских персонажей намного храбрее и независимее, чем обычно в лентах данного жанра. Ярким примером можно назвать «Чужих» с Сигурни Уивер, исполняющей роль отчаянной Эллен Рипли, которая стала для актрисы своеобразным прорывом в мире кинематографа и по сей день остаётся её самой известной ролью. Подобные картины помогли превратить американские фильмы ужасов в жанр, где сильные женские персонажи были правилом, а не исключением. Со временем это даже превратилось в клише известное, как «последняя девушка» (Final Girl). Доминирующий женский персонаж в те годы был, в какой-то мере, революционным.

На замысел Карпентера повлиял британский фильм ужасов 1958 года «Ужас Тролленберга» (The Trollenberg Terror), рассказывающий о инопланетянах, в тумане обезглавливавших местных жителей и гостей швейцарского горного курорта. Образ наступающего на город тумана создавался под впечатлением от посещения Стоунхенджа: режиссёру запомнилось зрелище окутанной туманом долины.

Как правило, Джон Карпентер написал музыку к фильму самостоятельно и, возможно, данный саундтрек является одним из его лучших, базируясь на завораживающей мелодии на пианино. Операторская работа была отдана в руки Дину Канди (также давний коллега Карпентера) и в данном фильме она просто потрясает. Возможно, эти два элемента сильно помогли успеху фильма, но стоит учитывать и замечательную реалистичную игру актёров.

Барбо предстала на экранах, как один из самых запоминающихся образов в фильме: мать-одиночка, ведущая собственной радиостанции на маяке и отгоняющая незваных гостей и мародирующих привидений. Холбрук добавляет необходимой мистичности сценам, которые могут показаться скучными. Его приглушенный томный голос превращает такие моменты в действительно пугающие.

Если вас не тревожат странноватые смены в настроении киноленты, то можно смело рекомендовать «Туман», но не в коем случае не ошибитесь и не подберите для домашнего просмотра ремейк 2005 года, полностью уничтоживший замысел оригинала.

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka

<"Океан"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.