Столярная
Кросс-культура: Пляска смерти. Тайны магии вуду

Кросс-культура: Пляска смерти. Тайны магии вуду

22 ноября на украинской премьере южнокорейского фильма «Поезд в Пусан» (Инотеатр, Одесса) представитель рубрики Кросс-культура приняла участие в проведении лекции об истории возникновения зомби и популяризации живых мертвецов в массовой культуре...

Тройное событие включило: лекцию-визуализацию, показ фильма и презентацию постапокалиптических книг и комиксов о зомби от магазина ON THE BUS!

1

Рубрика Cross-Cult погрузилась в таинственный мир африканской религии вуду, — магической практике, способной оживлять умерших, — чтобы выяснить соответствуют ли действительности мифы и легенды о ней. Ни одна магическая система не признавалась столь влиятельной, не могла похвастаться таким количеством последователей и коммерческим успехом.

Для типичного европейца культ ассоциируется со знаменитыми куклами вуду, верой в духов, жаркими ритуальными танцами, жертвоприношениями петухов и конечно же зомби, популяризированных в течение ХХ века в массовой культуре с помощью американских/итальянских фильмов и литературы.

2

Глянцевые журналы Америки 1920-х и 30-х годов наполнялись рассказами о мстительной нежити, которая вставая из могил преследует своих обидчиков. Пугающий метод привидений обрёл физическую форму. Наряду с журналами стали появляться полноценные книги, авторы которых отправлялись на Гаити, а после сенсационно утверждали что сталкивались там с реальными зомби.

Например, путешественник, оккультист и журналист Уильям Сибрук отправился на Гаити в 1927 году и написал «Остров Магии».

3

В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби, и магия вуду приобрела мировую известность, став важной частью немых чёрно-белых фильмов ужасов, а именно был снят фильм «Белый Зомби» с Белой Лугоши в главной роли.

Вуду-Макбет

Одним из самых популярных театральных представлений в Нью-Йорке 1936 года был «Вуду Макбет», созданный драматургом, актёром и режиссёром Орсоном Уэллсом.

4

Уэллс поставил свою версию о короле-работорговце. Постановка была насыщена магическим реализмом, аспектами гаитянской культуры, барабанщиками и песнопениями из колдовских обрядов. Ведьмы были преподнесены как вуду-жрицы, а остальные актёры были одеты в стиле колониального Гаити 19 века.

5

Многие критики воспринимали представление как комедию, ведь шекспировскую трагедию исполняли афроамериканские актёры. Однако «Вуду-Макбет» поднимал современные социальные вопросы и уделял внимание проблеме этнического неравенства.

6

После этих случаев интерес к религии молниеносно возрос и устоялось знаменитое понятие «чёрная магия вуду».

Вуду представляет собой набор традиционных анимистических культов. Под анимизмом учёные понимают комплекс верований одушевляющих окружающую действительность, вера в то, что все объекты природы наделены душой и человек может взаимодействовать с ними посредством магических ритуалов, обрядов, заклинаний, амулетов и др. Последователи анимизма уверены, что с духами можно контактировать посредством магии, контролировать их или даже получить от них необходимую сверхъестественную помощь.

7

Культ вуду приехал на Гаити из Африки вместе с первыми рабами. Годом рождения религии вуду можно считать 1503 год, когда африканцы научились совмещать навязанное им католичество с родным анимизмом. Под массовым крещением и христианскими одеждами скрывалась истинная вера, которая переросла в новую религию — культ вуду.

Самое широкое распространение культ обрёл во французских колониях — Луизиане и Гаити. Верующие были вынуждены скрываться от колониальных властей вплоть до единственного в истории успешного восстания рабов — Гаитянской революции. После резни белого населения и разрушения плантаций вуду обзавёлся церковью, святыми, атрибутикой и последователями.

8

С тех пор Гаити демонизируют как оскорбительное место насилий, людоедства, суеверий и смерти.

Однако чёрные свечи, зловещие ритмы, непристойные танцы, гри-гри и злые духи не помешали Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа (Блаженный Пий IX) официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

9

Духи и божества

Гаитянцы верят в высшее божество и создателя мира Бондьё, имя которого происходит от французского bon Dieu — добрый Бог, а всех остальных богов они именуют Лоа (от французского loi — закон). Лоа — бесконечное число могущественных духов, представляющих фигуры Иисуса, Марии и других. Им преподносят жертвоприношения животных, фрукты, овощи, деньги, алкоголь и сигары.

10

Змей заглатывающий собственный хвост Уроборос, или, как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo), главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей. Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа.

Центральной фигурой считается Папа Легба, который как Гермес является посредником между людьми и лоа. Хунган или Мамбо доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.

11

А самым частым гостем, во время призывов духов, является сексуальный и смертельно опасный Барон Самеди. Его изображают в виде скелета или человека в чёрном фраке и чёрном цилиндре. Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе.

12

Праздник Дня мёртвых на Гаити — это прежде всего праздник Барона Субботы. Всю ночь толпы паломников поют в его честь, все курят и пьют ром.

Вуду Звёзды

Франсуа Дювалье

1907–1971

13

Бессменный президент Гаити с 1957 года. Для нагнетания страха и приобретения популярности Дювалье представлялся колдуном вуду и даже бароном Самеди, вождём мёртвых. Когда американская администрация Джона Кеннеди приостановила предоставление помощи, Папа Док истыкал иголками восковую фигурку Кеннеди. Впоследствии гибель Кеннеди многие называли следствием этого колдовского обряда. Новые власти США возобновили помощь диктатору, чтобы он не истыкал иголками и их фигурки. Однажды Дювалье даже пообещал с помощью колдовства призвать самого дьявола, чтобы тот поделился силой со всеми вудуистами Гаити.

Мария Лаво

1794–1881

14

Ещё при жизни её называли «Королевой вуду», а после смерти она стала героиней множества рассказов и фольклорных легенд. Прославилась в качестве парикмахера и одной из главных основательниц луизианского вуду. Благодаря своим связям она привлекла к религии богатых и влиятельных людей, впоследствии ставших её защитой.

Voodoo People

Слово «зомби» является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Гарвардского университета Дэвис Уэйд, установивший, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

15

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, человека вводили в состояние глубокой комы и спокойно ждали, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал будущего зомби. Кислородное голодание и токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы — области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

16

«Порошок зомби», содержит различные токсические вещества растительного и животного происхождения, а также человеческие останки. Воздействие порошка зомби очень мучительно для человека и заканчивается комой. Не все потенциальные зомби выживают.

Вуду в Поп-культуре

Америка решила модернизировать страну, которую считала отсталой, но вместо этого американцы принесли домой примитивные суеверия. Декоративную атрибутику вуду, которую гаитянцы опасаются продавать, сегодня можно приобрести в магазинах в любом американском городе, а также в Интернете.

Лучшие вуду-фильмы

Белый зомби (White Zombie)  :idea: 

1932

1

Чёрная Луна (Black Moon)

1934

2

Восстание зомби (Revolt of the Zombies)

1936

3

Король зомби (King of the Zombies)

1941

4

Месть Зомби (Revenge of the Zombies)

1943

5

Я гуляла с зомби (I Walked with a Zombie)

1943

6

Человек-Вуду (Voodoo Man)

1944

7

Тигр-Вуду (Voodoo Tiger)

1952

8

Золотая Хозяйка (The Golden Mistress)

1954

9

Остров Вуду (Voodoo Island)

1957

10

Женщина Вуду (Voodoo Woman)

1957

11

Кровь Зомби (The Dead One)

1961

12

Чума Зомби (The Plague of the Zombies)

1966

13

Шугар Хилл (Sugar Hill)  :idea:  

1974

14

Дом на горе черепов (The House on Skull Mountain)

1974

15

Трилогия Ужаса (Trilogy of Terror)

1975

16

Пожиратели плоти (Zombi 2)  :idea: 

1979

17

Сердце Ангела (Angel Heart)  :idea: 

1987

18

Верующие (The Believers)  :idea: 

1987

19

Иствикские ведьмы (The Witches of Eastwick)  :idea: 

1987

20

Змей и радуга (The Serpent and the Rainbow)  :idea: 

1988

21

Детская игра (Child's Play)  :idea: 

1988

22

Рассвет Вуду (Voodoo Dawn)

1991

23

Отрубленные головы (Shrunken Heads)  :idea: 

1994

24

Адвокат дьявола (The Devil's Advocate)  :idea: 

1997

25

Принцесса и лягушка (The Princess and the Frog)

2009

26

Американская история ужасов: Шабаш (American Horror Story: Coven)

2013

27

Настоящий детектив (True Detective)

2014

28

Музыкальный Вуду-Микс для читателей Cross-Cult

Voodoo Voodoo

LaVern Baker

1

Voodoo People

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду.

2

I Put a Spell on You

Знаменитая песня первопроходца шок-рока Скримин Джей Хокинса. После выхода песни на радио, диджей сказал, что заплатит 300 долларов, если музыкант встанет на сцене из гроба. Хокинс согласился и после этого его сценический образ дополнили вуду-атрибуты — череп по имени Генри и резиновые змеи.

3

Voodoo Woman

Мистическое музыкальное сопровождение и призрачный вокал Джона Лейтона создают действительно магическую атмосферу.

4

Voodoo Child

Песня в исполнении Jimi Hendrix Experience вошла в список «500 величайших песен всех времён» по версии журнала Rolling Stone, а также входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список 500 Songs That Shaped Rock and Roll.

5

Voodoo Woman

Песня о вуду-женщине в уникальном исполнении Коко Тейлор или «королевы чикагского блюза».

6

Witch queen of New Orleans

Эта песня была выпущена в 1971 году группой Redbone. Она посвящена Марии Лаво.

7

Voodoo

Chris Isaak

8

It's Your Voodoo Working

Charles Sheffield

9

Voodoo In My Basement

Lovin' Spoonful

10

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka

Также рубрика Кросс-культура подготовила для вас документальный фильм о вуду!  :arrow:

Приятного просмотра  ;-)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.