Кросс-культура: Носферату. Симфония ужаса

Кросс-культура: Носферату. Симфония ужаса

Носферату. Симфония ужаса

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens

(1922)

Как счастливы те, жизнь которых проходит без страха, без ужасов, для которых сон является благословением ночи и не доставляет ничего, кроме сладких сновидений.

«Дракула» (1897)

Первая сохранившаяся экранизация романа Брэма Стокера «Дракула» (1897) была создана в 1922 году. Спустя двадцать пять лет после публикации книги и десять лет после смерти самого Стокера. Это первый, доступный для всех желающих зрителей, фильм, где изображены вампиры. Знаменитым обстоятельством является то, что студия не смогла получить права на экранизацию романа, в связи с протестом вдовы Брэма Стокера. Однако, фильм было решено снимать, изменив имена персонажей.

На какое-то время фильм, казалось, утерялся навсегда, в связи с обращением в суд отстаивающей права, жены Стокера. К счастью для всей истории кинематографа некоторые копии фильма выжили после решения суда стереть с лица Земли все копии киноленты.

Сценарий достаточно близко соответствует  первоисточнику – первая половина фильма покрывает, буквально, лишь первые главы романа. Томас Хаттер (Джонатан Харкер в новелле) отправляется в Трансильванию, чтобы продать недвижимость в руки графа Орлока (Дракула) и попадает под манипуляции вампира. Позже вампир перебирается в родной город Хаттера, выдуманный немецкий город Визборг (Лондон в книге).

На этом моменте «Носферату» резко увиливает от первоисточника. Вампир завозит в Визборг чумных крыс, что в тандеме с его собственными кровососущими действиями приводят к большому количеству смертей. Работодатель Хаттера – Нок (навеянный образом Ренфилда из книги), сходит с ума под гипнотическим влиянием Орлока. В то же время жена Хаттера — Эллен (эквивалент Мины) находит способ уничтожить монстра: женщина со светлым сердцем способна заманить вампира своей чистой кровью, чтобы он забыл о наступлении рассвета.

Это потрясающая кинолента. Очевидно, что для современных зрителей немые фильмы кажутся чужими, игра актёров слишком преувеличенной, а спецэффекты непривычными. Однако кинофильм полон запоминающихся и тревожных сцен. Орлок – самый гротескный из всех экранных вампиров и уровень воображения создателей зашкаливает. Чтобы усилить «омертвлённость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре. Влияние «Носферату» на последующие фильмы про вампиров нельзя недооценивать. Вы и сами заметите, что многие сцены были имитированы бесчисленное количество раз.

Эта версия «Дракулы» стирает начисто весь сексуальный подтекст персонажа, здесь он является воплощением болезни: существо с крысиной внешностью (соответствующей жутким крысам, которых он привёз с собой, чтобы распространить «черную смерть»). Даже термин «носферату», употреблённый создателями для названия абсолютно не затрагивает тематику вампиризма. Слово происходит от греч. νοσοφορος, имеет значение «переносящий болезнь». У Орлока есть сексуальный элемент, в особенности его одержимость Эллен, но вряд ли найдётся человек, который сумеет назвать Орлока привлекательным.

Существует легенда о том, что режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау, найдя актёра Макса Шрека на роль Носферату решил, что тот настолько уродлив, что можно обойтись без грима. Однако, это всего лишь миф, ибо при просмотре не сложно заметить дополнительный грим: накладной искажённый нос, остроконечные уши, крысиные зубы и макияж.

Как приятно было видеть бегущие по небу облака, а в просветах мерцание лунного света — не так ли чередуются радости и горести в человеческой жизни?

 «Дракула» (1897)

Ещё один миф связан с загадочностью Макса Шрека в реальной жизни. Не смотря на то, что фильм снят в одном из самых мистических периодов кинематографа – время немецкого экспрессионизма – считается, что Макс Шрек каким-то необычным образом был связан с тёмной стороной и в поседневности. Это предположение было детально обыграно в фильме «Тень вампира» (2000) с Уильямом Дэфо в главной роли.

В фильме представлена первая версия вампира, который может быть уничтожен солнечным светом. Мало того, в картине не упоминается урон на вампира от привычных орудий против него – религиозных символов, серебра, чеснока или вероятности смерти от осинового кола. Орлок не меняет свою форму, но большое внимание уделяется его способности управлять своей тенью, которую некоторые последующие фильмы использовали себе на пользу.

Большинство персонажей второго плана просто напросто отсутствуют. К примеру, Доктор Сьюард, Квинси Джонс и Артур Хольмвуд. Ван Хельсинг (здесь под именем Бульвер) имеет очень маленькую дополнительную роль и показан обучающим своих студентов, науке о плотоядных растениях, приравнивая их качества к вампирским. Хаттер изображён немного беспомощным, а основной конфликт касается Эллен и Орлока.

Кинолента давно находится в публичном доступе, так что его поиски не составят труда. Если вы собираетесь посмотреть его впервые, рекомендуется отреставрированная версия 2007 года, которая выглядит невероятно чётко, восстанавливает первоначальную гамму цветов и включает некоторые пропавшие сцены. Кроме того, эта версия снабжена оригинальным оркестровым музыкальным сопровождением, специально созданным для премьеры картины в 1922 году Гансом Эрдманом.

Есть причины для того, чтобы все было так, как оно есть.

«Дракула» (1897)

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka

<ОтдыхСтолярная

Sorry, comments are closed for this post.