Кросс-культура: Кошка о девяти хвостах. Вопрос восприятия

Кросс-культура: Кошка о девяти хвостах. Вопрос восприятия

Кошка о девяти хвостах

Il gatto a nove code

1971

«Это в девять раз больше напряжения!»

Слепой мужчина средних лет и маленькая девочка случайно подслушивают разговор, в котором обсуждается шантаж. Со временем они узнают, что в диалоге обговаривался взлом института, занимающегося секретными исследованиями в области генетики. В компании с молодым журналистом они начинают собственное расследование, в ходе которого количество жертв резко возрастает…

«Кошка о девяти хвостах» представляет собой детективный триллер о серии жестоких, загадочных и сексуальных убийствах, написанный в соавторстве и срежиссированный Дарио Ардженто, который, кажется, пытался отдалить фильм от своей прошлой тепло принятой ленты «Птица с хрустальным оперением». Многие поклонники убеждены, что фильму не хватает персонального почерка автора – игры со светом и сюрреалистической атмосферы. Однако кинолента является запоминающимся и увлекательным джиалло, с большим количеством неожиданных поворотов.

Большинство интересных сцен с концептуальным визуальным отличием тесно связаны с темой восприятия, часто встречающейся в фильмах Ардженто. В данной картине главным элементом является глаз. Протагонист Фрэнки Арно слеп, а сам актёр Карл Молден очень правдоподобно воспроизводит это, когда снимает солнцезащитные очки, с помощью отстранённого взгляда, устремлённого вдаль.

Присутствие убийцы всегда сигнализируется с помощью резкого и крупного наезда объектива камеры на его зрачок. В состояние саспенса зрителя легко могут погрузить сцены, где съёмка ведётся от первого лица – глазами убийцы. Тревожными и впечатляющими являются кадры завораживающе красивого кладбища, реалистично загримированных трупов, впечатляющей погони на автомобилях и отвратительно жестоких убийств (слюна с кровью при удушении, фиксируется в памяти).

У наших «следователей» имеются девять улик. Главный ключ к разгадке – обрезанная фотография, которая то и дело мелькает перед зрителем. Полный снимок содержит подсказку в самом углу рамки – на грани восприятия.

Неординарный монтаж добавляет напряжения и заинтересованности у наблюдателя. Открывающая сцена ограбления признана самой интригующей. Зрителям показывают, как Арно разгадывает кроссворд (с помощью специального прибора) и тогда наблюдателя внезапно ошарашивают резкими кадрами процесса ограбления. Арно становится встревоженным и идёт проверить всё ли в порядке с Лори (девочкой под его опекунством). После он открывает окно (находящееся прямо над ограбленным учреждением), чтобы выглянуть наружу и естественно ничего не видит. Убийца, только что «разобравшийся» с ночным охранником, смотрит наверх, но замечает лишь то, как закрываются жалюзи. Данная сцена даёт прямые намёки на телепатические видения, будто слепота Арно открыла новые грани восприятия, но они больше никогда не упоминаются. Это интересный первый взгляд, так как в будущем экстрасенсорные способности станут важным элементом поздних фильмов Ардженто.

В ленте множество перипетий и практически каждый персонаж является подозреваемым. Главный подозреваемый  – Доктор Браун – немецкий учёный, который отличается прямолинейностью, грубостью и, как выясняется, гомосексуальностью. Несмотря на то, что фильм был выпущен в ранних 70-х, персонажи нетрадиционной ориентации изображены в ленте с бо́льшим уважением, чем в подавляющей части других картин того времени.

Операторской работой и постановкой кадров занимался Эрико Менцер, выполнявший функцию рабочего, в отличие от Витторио Стораро, который представлял собой, в первую очередь, художника. В кинофильме присутствуют отличные кадры лестниц и буйно «ползающей» камеры, но в голову невольно лезут потрясающие композиции более ранних и поздних лент Ардженто.

К счастью саундтрек создал, легенда музыкальных сопровождений, Эннио Морриконе. Работая с оркестратором Бруно Николаи, как он обычно поступал сочиняя для джиалло, композитор Морриконе представил музыкальное сопровождение, наполненное напряжёнными басами, двигающими фильм вперёд. Атмосферность триллера создана благодаря этой интригующей музыке.

Кинолента наполнена отличной актёрской игрой. Карл Молден впечатляет в образе Арно, Джеймс Франсискус отлично справляется с ролью репортёра Джордани, а звезда европейского хоррора Рада Рассимов хорошо исполнила роль подружки одной из жертв. Однако лучше всех запоминается Хорст Франк в роли доктора Брауна.

Несмотря на все свои достоинства у кинофильма имеются и недостатки. Главные герои оказываются замешанными в неприятную ситуацию. Практически в каждом джиалло Дарио Ардженто, главного героя постоянно влечёт к убийствам до степени наваждения. В данной ленте перед нами предстают журналист с диким желанием сделать репортаж и мужчину, фанатеющего от всяческих головоломок и загадок. Ощущается резкое неимение личного фактора – у героев отсутствуют индивидуальные мотивы для расследования.

Стоит отметить, что концовка фильма поразит каждого своей символичностью и красотой. Действие происходит на крыше, где оба наших героя по отдельности встречаются с убийцей. Чтобы не портить впечатление, можно сказать наверняка только одно – фильм не играет по правилам и судьба, по крайней мере, двух персонажей остаётся неизвестной. Кроме того, есть намёк, что, даже несмотря на поимку убийцы, хаос не прекратится.

«Кошку о девяти хвостах» можно смело поставить на одну полку с лучшими работами Умберто Ленци и Серджо Мартино, но если сравнивать его с другими фильмами Дарио Ардженто, он немного блекнет. В целом, всё это вопрос восприятия…

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.