Кросс-культура: Черное Воскресенье. Лиза и Дьявол

Кросс-культура: Черное Воскресенье. Лиза и Дьявол

 

 

Расписная карета едет к разрушенному замку, попавшему под древнее проклятье. Турист крадётся по коридорам разлагающегося испанского особняка, мимо загадочных манекенов, играя со смертью. Все эти образы являются наследием настоящего мастера визуального хоррора – Марио Бавы.

Представляя собой пролог и эпилог его карьеры, его первый фильм — утонченный готический «Черное Воскресенье» (1960) и один из последних — амбициозный «Лиза и Дьявол», ярко показывают почему Бава до сих пор считается одним из столпов возрождения жанра ужаса и почему его ледяное прикосновение все еще ощущается в кинематографе по сегодняшний день...

Черное Воскресенье(Маска Сатаны)

1960

Пока британская студия Hammer использовала один и тот же реквизит для своих фильмов, «Черное Воскресенье» приковывал зрителей не только красочной кинематографией, но и роскошными декорациями. Густые леса, загадочные подземелья и склепы, средневековые замки, уничтоженные временем – все это, скрытое густым покровом тени, служило поддержкой для великолепной игры актеров, из которых в особенности стоит отметить будущую «королеву крика» Барбару Стил.

Барбара играет в фильме две роли: кровососущую ведьму и наследницу древнего рода, которую эта ведьма преследует. Из-за любви к русской и украинской литературе, лента снята по мотивам рассказа Николая Гоголя, также заметно влияние Брэма Стокера. Данный фильм является классикой не только жанра ужасов, но и кинематографа в целом, оказав огромное воздействие на киноиндустрию благодаря своим техническим деталям, а главное — студящей кровь атмосферой, которую будут копировать множество подражателей в будущем.

«Лиза и Дьявол»

1972

Как и «Черное Воскресенье», «Лиза и Дьявол» демонстрирует яркое доказательство того как фильм может стать «культовым», найдя своего зрителя, даже если он не сыскал популярности у широкой аудитории. Кроме того, кинолента является подтверждением эстетической красоты и умения Бавы. Один из самых сюрреалистических фильмов своего времени, «Лиза и Дьявол» предвосхитил творения другого мастера атмосферного ужаса Дарио Ардженто, снявшего такие ленты как «Суспирия», «Кроваво-красное», «Феномена», «Инферно» и несколько значимых эпизодов к «Мастерам ужасов». Сам Ардженто неоднократно признавался в любви к творениям Бавы и утверждал, что те очень сильно повлияли на него и его манеру съёмки. В работах двух мастеров ярко выражены идеи постепенного впадения женщины в кошмар, в окружении убийц, психов и лжецов.

В отличие от той же «Суспирии», «Лиза и Дьявол» делает сильный упор на символизм, однако малый на разъяснение. К сожалению, Бава испытывал трудности с нахождением распространителя для своего фильма, и лента подверглась жёсткой цензурной обработке и была сильно порезана, никогда не выйдя в своем изначальном варианте, покуда жил ее создатель.

Во многом «Лиза и Дьявол» также хорош, как и «Черное Воскресенье». Оба фильма служат важным наследием режиссера и значимыми творениями для всех, кто любит жанр ужасов или же желает изучить европейскую историю этого жанра. Влияние этих фильмов, в особенности «Черного Воскресенья» чувствуется и в наши дни, в таких лентах как «Заклятье».

Большая часть картин Бавы служили как проводники между черно–белыми эстетическими хоррорами ранних 60–х и чувственными сумасшедшими 70–и. Марио Бава достоин уважения не только со стороны любителей жанра, но и со стороны тех, кто серьезно изучает кинематограф.

Приятного просмотра! ;-)

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka


Полеты над ОдессойХостинг в Украине

Sorry, comments are closed for this post.