Как единое окно в Одесском порту стало черной дырой для государства

Как единое окно в Одесском порту стало черной дырой для государства

В 2012 году госпредприятие «Одесский морской торговый порт» совместно с одной из крупнейших транспортно-логистических компаний в Восточной Европе инициировали проект по внедрению технологии «единое окно» в зоне действия Южной таможни и портов Одесской области. «Так победим коррупцию» — говорили они. «Так уменьшим бюрократию и привлечет бизнес» — убеждали они. Что же имеем 6 лет спустя?

port_1

Единственное окно

Вы задумывались над тем, из чего складывается цена товара, который вы покупаете на рынке или в магазине? Если этот товар прибыл в Украину морем, то кроме себестоимости и прибыли, в цену заложены еще и расходы на логистику, а главное — оформление груза в порту. И имея непрозрачную коррупционную портовую систему, мы получаем постоянный рост цен с каждой новой «доплатой» на этапе нахождения товара в терминалах.

Ключевая фигура в процессе оформления груза — экспедитор, который с кипами бумаг обходит по отдельное вознаграждение государственные псевдоконтролюючи органы типа ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Только после того, как все документы получены, товары из контейнеров могут идти дальше к местам реализации, и собственно, к покупателям. Схема эта хотя и налажена, однако не безупречна, имея множество коррупционных рисков (каждая из контролирующих инстанций де-факто имеет свой «бизнес» по ускорению процедур). Работала она негласно до 2013 года, пока под видом борьбы с портовой коррупцией не была внедрена Информационная система портовой сообщества — так называемое «единое окно». Этот унифицированный сервис, должен лишить экспедиторов прямых контактов с контролерами, ведь предполагалось, что весь документооборот станет электронным. И он стал электронным, однако не вытеснил бумажный, а функционирует с ним параллельно.

Фактически, «единое окно» стало обычной электронной очереди, за право пользования которой нужно уплатить деньги, причем за каждый контейнер. Более того, использование этой очереди — фактически является обязательным и безальтернативной условием мероприятия груза в порт.

port_2

Монополия в действии

А откуда же взялась Информационная система портовой сообщества? Хотя введена она была на государственном уровне, ее владельцем является не госпредприятие, а частная фирма — ООО «ППЛ 33-35». Ее бенефициар — Олег Платонов. Он же — председатель наблюдательного совета АО «Плоская», транспортной, экспедиторской, логистической, а с недавних пор еще и туристической компании. Собственно, «Плоская» и профинансировала проект. Однако и полностью коммерческим его можно назвать условно, ведь «ППЛ 33-35» успешно выигрывает государственные тендеры на техническое обслуживание программного обеспечения системы. Внимание! Государство платит частной компании за техническое сопровождение программ, на которых эта компания зарабатывает, ведь работает она на условиях самоокупаемости. Более того, последовательно повышает стоимость своих услуг, забывая открывать информацию о ценообразовании пользователям системы. Хотя одними из главных принципов ее работы разработчики указывают открытость, прозрачность и доступность.

Вот что рассказывают о возможностях системы в «Плоская»: «Эта организационно-техническая система дает возможность с помощью технических и программных средств накапливать, проверять, обрабатывать, хранить, обмениваться и передавать в электронной форме информацию и документы для пограничного, таможенного и других видов контроля и оформления лиц, транспортных средств, товаров, в том числе груза и багажа».

Фактически, сейчас вся информация о грузах, заходят в Одесский порт, и их владельцев, находятся в руках одной частной фирмы. А это — торговые связи нашей страны с миром, данные сотен компаний, объемы и качество перевозок. Такие данные обычно являются стратегически важными и составляют собой большой интерес и потенциальное поле для злоупотреблений.

Не стоит также забывать, что «ППЛ 33-35» сейчас единолично диктует условия владельцам грузов и экспедиторам и не пускает в область конкурентов, имеет признаки монопольного положения.

Единоличное господство на рынке дает компании возможность навязывать свои услуги всем, кто вынужден пользоваться Одесским портом. Тот, кто отказывается от условий «ППЛ 33-35», не получает доступа к ИСПС, а значит не имеет возможности зайти в порт и разгрузиться.

Что изменилось?

Собственно, ничего. За 6 лет функционирования системы никто так и не вмешался в отлаженный многомиллионный бизнес. Даже несмотря на то, что АМКУ еще с 2016 года накапливал претензии к «ППЛ 33-35», подавал в Кабмин предложения по решению проблемы монополии данной компании, а в 2017 году даже открыл дело о злоупотреблении, ИСПС продолжает функционировать и зарабатывать на экспедиторах. Успешной коллаборации Администрации Одесского морского торгового порта и «ППЛ 33-35» противостоит разве что Ассоциация экспедиторов. Но кроме своих замечаний и экспертных оценок, экспедиторы ничего не могут предъявить системе — они вынуждены с ней работать и платить за ее услуги, а параллельно проходить тот же путь по инстанциям с бумажными документами, как и раньше.

Несмотря на ожидания участников рынка и обещания инициаторов перед внедрением системы, ее работа никоим образом не привлекла в регион инвесторов и новых клиентов. А кое-где, наоборот, заставила бизнес переориентироваться на другие порты.

<ОтдыхСтолярная

Sorry, comments are closed for this post.