Столярная
Их вклад бесценен: знаменитый конструктор-невидимка

Их вклад бесценен: знаменитый конструктор-невидимка

 «Ракета – это оборона и наука!»

«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра свершением!»

С.П.Королев 

Сергей Королев человек которого «не было»

Сергей Королев — украинский и советский ученый в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР.

1475574556_5

Но, к большому сожалению, самого Королева при жизни «как бы и не было». Он был человеком-невидимкой без имени, биографии, без выражения лица и привычек. Даже когда Королев был жив, у скептиков было достаточно оснований сомневаться в его реальности. Только после его смерти было разрешено о нем говорить, писать и помнить.

Когда 16 января 1966 года в 6 часов утра главный диктор страны Левитан по всем радиостанциям Советского Союза зачитал правительственное сообщение о смерти академика Сергея Павловича Королева, а все утренние газеты на первых полосах впервые опубликовали портрет доселе неизвестного миру ученого – тогда советский народ впервые узнал, кто такой Сергей Королев.

279_02-jpg_max

Всю жизнь он работал, но работал тайно. Будучи заключенным, трудился в так называемых «шарашках» – конструкторских бюро, укомплектованных заключенными: с Туполевым он делал военные самолеты, с Глушко – разрабатывал жидкостные ракетные двигатели для боевых самолетов. Затем работал в научно-исследовательских институтах над секретными государственными проектами. Волна репрессий долгое время преследовала Королева, из одной тюрьмы он переезжал в другую: Бутырка, Лубянка, пересыльная Новочеркасская, оттуда «по этапу» во Владивосток и далее через Магадан на Колыму. Выбраться из всей этой круговерти посчастливилось благодаря счастливому совпадению. В 1945 году Уинстон Черчилль направляет Иосифу Сталину письмо с просьбой помочь разыскать немецкие ракеты ФАУ-2 (А 4), которыми обстреливали Лондон…

23-411x600

«Зарубежная командировка»

В сентябре 1945 года заведующий отделом ЦК партии и член Военного совета Гвардейских минометных частей генерал Л.М.Гайдуков добивается освобождения Сергея Королева из ГУЛАГа, от работы по авиационной тематике в бывшей казанской «шарашке», и командировки его в Германию. Перед командировкой Королеву присваивают звание подполковника, он надевает военную форму и в составе других специалистов вылетает в Берлин. Это была совместная работа, в ней участвовали десятки видных советских ученых. Поиски ракеты продолжались около года. Когда стало ясно, что эти усилия ни к чему не приведут, сосредоточились на восстановлении ФАУ.

d01-440x713

В это время в Германии в городе Бляй-хероде близ Нордхаузена уже работал первый в послевоенной истории советско-германский Институт РАБЕ. Его основной задачей было изучение и восстановление немецкой ракетной техники. Сергей Павлович понимает, что, наконец, реально сможет приступить к осуществлению дела всей своей жизни, – он как специалист лучше других знает проблемы ракетостроения.

Вскоре Королева назначают научным руководителем всей программы по изучению трофейной техники – главным инженером Института «Нордхаузен», в который вошел и институт РАБЕ. Королеву предстояло полностью разобраться в конструкции и производстве немецких ракет «ФАУ-2» и попытаться собрать хотя бы несколько таких ракет.

Постановление о разработке ракетной техники в СССР

Работая в институте, Сергей Павлович принимает активное участие в подготовке постановления правительства, которое должно определить будущее ракетной техники Советского Союза. Постановление было принято и подписано Сталиным 13 мая 1946 года. Это был первый исторический документ, в котором разработке ракетной техники придавался высочайший государственный статус.

Согласно Постановлению, в подмосковных Подлипках (сейчас город Королев) был организован научно-технический центр (НИИ-88) по разработке ракет на жидком топливе. В дополнение к новому НИИ невдалеке от Подлипок, в Болшеве, появился НИИ-4 военного ведомства. Его задачей стала разработка проблем применения ракетной техники в Советской Армии. Одновременно в астраханской степи, у поселка Капустин Яр, возводился испытательный ракетный полигон.

 1

Главный конструктор баллистических ракет

Сергея Павловича Королева назначают начальником отдела и Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия главного научно-технического института НИИ-88. Ему поручают разработку ракет дальнего действия (по сегодняшней классификации малой дальности) и первой из них – Р-1 – точной копии немецкой ракеты ФАУ-2, сделанной полностью из отечественных материалов. Таким образом, 26 августа 1946 года считается днем рождения «школы Королева». С этой даты отсчитывается возраст Ракетно-космической корпорации «Энергия», носящей ныне имя академика С.П. Королева.

 

То, что Сергей Павлович увидел в Германии, потребовало полного пересмотра его собственных взглядов на перспективы развития ракетной техники. Немцы практически доказали, что ракетный полет на сотни, а в перспективе и на тысячи километров, может быть осуществлен без использования крыльев и не через стратосферу, а через космическое пространство. Ракетная техника представлялась областью деятельности, существенно отличающейся от традиционной авиации.

Когда принималось решение о точном воспроизведении немецкой ракеты ФАУ-2, недостатки которой уже были очевидны, Королев предлагал начать с разработки своей более совершенной конструкции. Против такой позиции категорически выступил министр обороны Устинов. Он сказал, что право на воспроизведение немецкой техники мы оплатили большой кровью. Своих разработок у нас пока нет. Воспроизведение нам необходимо для освоения в кратчайшие сроки ракетной технологии и создания новой промышленности.

 

Совет главных конструкторов

Советские специалисты, изучавшие ракетную технику в Германии, были там объединены в упомянутом выше Институте «Нордхаузен». Однако по возвращении на родину они оказались территориально и организационно разобщенными по разным ведомствам. Королев первым понял опасность разрыва тесных творческих связей, необходимых для достижения конечных целей в кратчайшие сроки. Своим единомышленникам, назначенным на должности главных конструкторов в различных министерствах, он предложил учредить Совет главных конструкторов как высший орган по разработке программ решения научных и технических проблем ракетной техники.

52006_93

Таким образом, в первый Совет главных вошли: С.П.Королев – главный конструктор ракетной системы в целом; В.П.Глушко – главный конструктор двигательных установок; М.С.Рязанский – главный конструктор радиотехнических систем и системы управления в целом; Н.А.Пилюгин – главный конструктор автономных систем управления; В.И.Кузнецов – главный конструктор гироскопических командных приборов; В.П.Бармин – главный конструктор наземного стартового, заправочного и транспортного оборудования.

Необходимо отметить, что Совет был личным «изобретением» Королева. Он понимал, что никакие правительственные комиссии не способны преодолеть множество внутриведомственных барьеров на пути решения общей задачи – создания ракетной системы. Авторитет же совета был столь высок, что его рекомендации, как правило, выполнялись безропотно руководителями министерств и организаций.

Немецкие ракеты ФАУ-2 (А 4) и их советские усовершенствованные копи Р-1

Историческое значение ракет А-4 и Р-1 нельзя преуменьшать. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники.

Академик Б.Е.Черток

Сергей Павлович приступил к работе в Подлипках. Он руководит сборкой и доводкой ракет, доставленных из Германии спецпоездом, ведет строительство первой отечественной ракеты дальнего действия Р-1

fay-2

fay2

18 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца немецкой баллистической ракеты ФАУ-2 (А-4), собранного и отлаженного под руководством С.П.Королева. Испытания были признаны успешными.

r-1

В 1948 году на том же полигоне проводились первые летно-конструкторские испытания ракет Р-1 – копий немецких ФАУ-2, изготовленных полностью из отечественных материалов и по отечественной документации.

p-1-avtopoez-s-raketoj

Р-1 — первая крупная баллистическая ракета малой дальности, созданная в Советском Союзе по образцу ракеты «ФАУ-2» (А-4) немецкого, а затем американского конструктора Вернера фон Брауна.

r1

Дальность Р-1 составляла 270 км, в отличие от 250 км для ФАУ-2, также была установлена автоматическая инерциальная система управления и применены отличные от ФАУ-2 материалы. В 1950 году Р-1 была принята на вооружение.

r-1

Ракета Р-2

Ракета Р-2 малой дальности имела несущий бак горючего, более удобную для эксплуатации компоновку, дальность полета 600 км и, самое главное, отделяющуюся в полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная двигательная установка была существенно доработана с целью увеличения ее тяги, а система автономного управления обладала вдвое большей точностью стрельбы.

Первые пуски ракет Р-2 оказались аварийными: через десятки секунд после взлета ракеты теряли устойчивость и «шли за бугор». На Совете главных конструкторов Пилюгин потребовал от Королева заменить рулевые машинки на более мощные, и в 1951 году ракета Р-2 была сдана на вооружение.

в 1952 году, были проведены контрольные летные испытания серийных боевых ракет Р-2, поступивших на вооружение бригад особого назначения. Для того времени ракеты показали высокую надежность.

r2

Геофизические ракеты для научных исследований на базе боевых ракет Р-1 и Р-2

В период разработки и летных испытаний боевых ракет Р-1 и Р-2 устанавливается тесное сотрудничество королевского коллектива с Академией наук СССР. На базе боевых ракет создаются геофизические – Р-1 А, Б, В, Д, Е и Р-2 А, на которых устанавливалась аппаратура для исследования верхних слоев атмосферы, космических лучей, ионизации атмосферы. Проводятся и первые вертикальные пуски с подопытными собаками, благополучно спасаемыми на парашютах после кратковременного пребывания в космосе.

geofizichedkije-p2a-i-p5a

С 1949-го по 1960-й год состоялось 25 пусков геофизических модификаций ракет Р-1 и Р-2.

Ракета Р-5

В 1953 году была разработана и прошла летные испытания ракета средней дальности Р-5 на дальность полета 1200 км. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишенным теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались. Изначально ракета снаряжалась фугасной боевой частью (БЧ) массой 1 тонна. Помимо основного варианта с одной боевой частью, у нее были варианты с тремя и пятью фугасными БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку.

r5

Несовершенство первых баллистических ракет

Первые советские управляемые жидкостные ракеты, разработанные на основе немецкой ФАУ-2 (А 4) стали поступать на вооружение с начала 1950-х годов. Однако они имели существенный недостаток — в качестве окислителя у них использовался жидкий кислород. С одной стороны, это не позволяло поддерживать готовность ракеты к пуску продолжительное время (вследствие испарения кислорода и необходимости постоянной его дозаправки), а с другой стороны – ставило в зависимость стартовые подразделения от кислорододобывающих заводов, что сковывало их мобильность и повышало уязвимость.

Кроме того, весьма ненадежным был и сам процесс запуска «спиртовых» ракет: так как компоненты топлива (спирт и жидкий кислород) не являются самовоспламеняющимися, то для запуска двигателя необходимо вводить в сопло специальное «зажигающее устройство» (деревянную конструкцию с магниевой лентой), при поджоге которого производится пролив из двигателя спирта и кислорода.

pic_8

Ракета Р-11 на высококипящих компонентах

Принципиально новый подход был разработан для ракеты Р-11. В качестве компонентов ракетного топлива на Р-11 использовалось основное горючее Т-1 на основе керосина и окислитель АК-20, в котором 80% составляла азотная кислота. В качестве пускового горючего использовалось ТГ-02 «Самин», самовоспламеняющееся при контакте с окислителем.

r11

Ракета Р-11 обеспечивала такую же дальность стрельбы, что и Р-1, то есть 270 км (малой дальности), но имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу (однако при этом пришлось снизить и вес боевой части).

r-11

Ракета Р-11 является единственной советской ракетой, у которой значились два главных конструктора – С.П.Королев и М.К.Янгель. Первый успешный пуск состоялся в 1953 году, а на вооружение ракета была принята в 1957 году. Также для этой модели ракет был создан мобильный вариант на базе тяжелого танка.

p11-mobil

Сергей Королев: краткая справка

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей. В 1924 году получил среднее образование, окончив строительную профшколу города Одессы. Затем вступил в Киевский политехнический институт. В 1930 году без отрыва от производства закончил Московскую школу летчиков и получил удостоверение пилота. В 1926 году в связи с закрытием КПИ перевелся на вечернее отделение Московского высшего технического училища (МВТУ) им.Баумана.

500x700_h4110226-sergei_korolev_soviet_rocket_scientist-spl-lr_1

Специалист в области ракетно-строительной техники, академик Б.В.Раушенбах писал о Королеве: «Работать с Королевым было трудно, но интересно. Повышенная требовательность, короткие сроки и новизна... Он всегда до тонкостей хотел знать проблемы, которые решали его сотрудники, докладывая ему тот или иной вопрос, я нередко слышал: «Не понял, повторите». Все наши проекты находили воплощение в ракетной технике, в первую очередь, благодаря Сергею Павлоичу, которого никто и ничто не могло остановить, если что-то было ему нужно для дела. Королев говорил, что всегда ждал подтверждающего голоса интуиции, «как третьего звонка»... Как часто он, полагаясь на интуицию, решал спорные вопросы и никогда не ошибался! Он умел заражать своим настроением окружающих: энтузиазмом, спешкой или, наоборот, спокойствием; словом, тем, что он в этот момент считал нужным для дела».

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Андрей Гончаров: «Королев Сергей Павлович», Чтобы помнили

«Сергей Павлович Королев. Конструктор космических кораблей», Межпоселенческая центральная библиотека Мясниковского района

Борис Черток: «Сергей Королев. Безымянный главный конструктор», ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Татьяна Руднева: «Их вклад бесценен: впереди планеты всей», Волонорез

Р-11, Википедия

Татьяна Руднева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.