Столярная
Их вклад бесценен: перехваченное электрическое чудо

Их вклад бесценен: перехваченное электрическое чудо

В свое время Татьяна Руднева писала об открытии в Одессе и в Киеве первых линий электрического трамвая. А сегодня в рубрике "Их вклад бесценен" она расскажет о человеке, создавшем электрический трамвай. К сожалению, в родной стране его изобретение так и осталось невостребованным...

Первый в мире электромоторный трамвай — изобретение Федора Пироцкого

22 августа (3 сентября по новому стилю) 1880 года после серии долгих испытаний впервые в мире в Петербурге был запущен электромоторный трамвайный вагон, переделанный из вагона конки с империалом — изобретение инженера-артиллериста Федора Пироцкого. На воплощение своей идеи — создания электрического транспортного средства, которое бы передвигалось по рельсам у изобретателя, родившегося на территории современной Украины, ушло почти двадцать лет…

1455308461_pirockiy2Примерно в 1860-х годах у Федора Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. В 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провел первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удаленному на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы.

В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов».

Все лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция. Вагон первого в мире электрического трамвая двигался со скоростью 10-12 км/час и вмещал 40 пассажиров.

В пользу своего изобретения Пироцкий приводил справедливые аргументы: «Электрическая конка сильная, быстрая, надежная. Ей не нужны конюшни, и она не оставляет гноя на улицах. А главное – электрика будет стоить дешевле, чем овес и сено».

72405439_F

«... В 1880 году 22 августа в 12 часов дня в Санкт-Петербурге на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущий по рельсам, по которым катятся колеса вагона...», сообщала газета «Новое время» от 22 августа 1880 года.

В пятом номере журнала «Электричество» за 1880 год сообщалось: «22 августа в 12 часов дня в С. -Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г.Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».

Яков Григорьевич Годес в своей книге «Этот новый старый трамвай» описывал события того времени так:

«С самого раннего утра у Рождественского коночного парка стояли, переминаясь с ноги на ногу, люди, смотрели по сторонам, ждали. Взоры их были обращены на обычный темно-синий вагон конки с империалом — вагон № 114. Ему было суждено стать первым электрическим трамваем… Вначале изобретатель несколько раз проехал туда и обратно в пустом вагоне. Толпа с удивлением смотрела, как вагон конки двигался и без лошади, и без паровоза. Он шел с разной скоростью, останавливался и тут же возобновлял свое движение. Не разворачиваясь, он мог пойти в обратную сторону.

Потом Пироцкий пригласил в вагон сорок человек. Первые пассажиры первого трамвая с некоторой опаской и недоверием разместились в вагоне и на империале. Пироцкий включил двигатель, и чудо повторилось. Вагон легко двинулся вперед, набрал скорость, остановился, поехал обратно. Восхищению свидетелей не было предела.

Эксперименты продолжались, и газеты того времени довольно подробно писали о них…

Демонстрация изобретения, продолжавшаяся в течение нескольких дней, завершилась блестяще. Горожане были в восторге от новинки, Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу. Изобретателю пожимали руки, поздравляли… Увы, все это оказалось преждевременным.

Акционеры действительно убедились в громадных преимуществах нового вагона, но применять его категорически отказались».

Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались до 16 сентября, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

Дело в том, что владельцы общества конно-железных дорог в новшестве вовсе не нуждались. Они и так затратили большие капиталы на приобретение вагонов, сооружение рельсовых путей и получали от своих предприятий огромные барыши. А вкладывать довольно-таки немалые средства в переоборудование всего хозяйства на электрическую тягу выгоды для себя не видели. Таким образом, продолжать эксперименты по усовершенствованию электрического трамвая больше не представлялось возможным, поскольку личных средств у Пироцкого не было, а финансовых поступлений извне не предвиделось. Грандиозный проект пришлось остановить и вскоре, за ненадобностью, в Российской империи о нем полностью забыли… но не в Европе…

1425031095

Первая в мире трамвайная линия перехваченный проект

…О своем изобретении Пироцкий подробно рассказал еще в апреле 1880 года на своей публичной лекции, собравшей многочисленную аудиторию, в Русском техническом обществе, — оно располагалось в Соляном городке Санкт-Петербурга, на Пантелеймоновской улице. Тогда же в Соляном городке открылась первая электротехническая выставка, на которой демонстрировались опыты передачи электрической энергии по системе Пироцкого.

Перед многолюдной аудиторией Пироцкий демонстрирует проект применения электричества для движения железнодорожных поездов с подачей тока теми же рельсами, по которым катятся колеса. Среди многочисленных зрителей был и представитель немецкой фирмы «Сименс» Карл Сименс, который тщательно изучил экспонаты Пироцкого, перечертил схемы и задал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». А в 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. Первая же в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в Германии и связывала Берлин с его пригородом Лихтерфельдом. В последующие 5 лет все подобные транспортные пути в Европе строились по схемам Пироцкого. Братья Сименсы заработали миллионы, а в Российской империи надолго забыли об изобретении Пироцкого, гоняя на конке и повозках на паровых двигателях.

Лишь спустя 10 лет, в феврале 1891 года, выдающийся инженер-мостостроитель и предприниматель генерал Аманд Струве получил в Киевской думе разрешение на строительство трамвайной линии. И 1 июня 1892 года тут запустили первый в Российской империи электрический трамвай.

206066

Федор Пироцкий: родился в Полтавской губернии в семье штабс-лекаря. Окончил военную академию в Санкт-Петербурге, служил в Киеве в артвойсках.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

«Первый в мире электрический трамвай : Ф.А. Пироцкий», ВЕЛИКАЯ СТРАНА СССР

Олеся Кучеренко: «Федор Аполлонович Пироцкий — изобретатель первого трамвая»

Корней Коломнов: «Откуда есть пошел трамвай», ZN, UA

«Изобретатель первого в мире электрического трамвая жил в Цюрупинске», Цюрупинск Сегодня

«Исполняется 170 лет со дня рождения изобретателя электрического трамвая Фёдора Пироцкого», ГЭТ Электротранспорт Санкт-Петербурга

«Личности в истории развития городского электрического транспорта: Пироцкий Федор Аполлонович», Витебское трамвайно-троллейбусное управление

Яков Годес: «Этот новый старый трамвай»

Татьяна Руднева: «Этот день в Украине: В 1892 году в Киеве официально пущен первый в Российской империи электрический трамвай», Волнорез

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.