Их вклад бесценен: «Королева», которую боготворили одесситы

Их вклад бесценен: «Королева», которую боготворили одесситы

Ее называли «Королевой экрана», часто узнавали на улице, а в Одессе и вовсе не давали пройти. Открытки с ее портретами выходили несметными тиражами, а поклонники буквально атаковали. Ленты с ее участием крутили с утра до вечера без выходных, а толпы восхищенных зрителей, конкурируя за места в зале, срывали двери с петель и разбивали окна… Она стала первой отечественной кинозвездой, символом русского немого кино, чье имя в начале ХХ века гремело на весь мир…

Кинокарьера Веры Холодной началась в 1914 году, когда актрисе было 19 лет. Первая ее роль была незначительной и… не весьма удачной. Более того, режиссер Владимир Гардин, у которого она снялась в своей первой эпизодической роли няни-итальянки в экранизации «Анны Карениной», счел ее совершенно не талантливой, хоть и красивой. Сказал, что толку не будет, но дал ей рекомендательное письмо к коллеге – режиссеру студии Ханжонкова Евгению Бауэру.

1

Собственно, Бауэр и сделал из Холодной звезду. Он понимал, что в силу отсутствия актерского опыта, надо делать акцент на естественных манерах и внешности. Он позволил Холодной не играть, а «просто жить» на сцене и − не прогадал! Только за один год ателье Ханжонкова выпустило целых 13 фильмов с участием Веры Холодной, а успех каждого последующего был больше предыдущего. Кстати, именно после выхода на экраны фильма «Жизнь за жизнь» (1916 год) за Верой Холодной закрепилось прозвище «королева экрана», которое, по одной из версий, придумал Александр Вертинский − близкий друг семьи Холодных.

От Ханжонкова, уже имея имя и большую популярность, Холодная перешла работать к Харитонову.

Лучший павильон для киносъемок в Одессе!

Владелец одесского киноателье Дмитрий Харитонов заманивал звезд комфортными условиями работы. Он построил почти полностью стеклянный съемочный павильон со специальной площадкой, которую можно было двигать вслед за солнечным освещением. Стоит отметить, что на тот период еще не было осветительных приборов, и качество съемки очень зависело от количества солнечного света. К тому же, пленка была очень дорогая, поскольку в ее производстве использовали эмульсию с серебром, поэтому старались отснять с первого раза. Павильон такой конструкции, значительно выигрывал и был совершенно в не конкуренции.

2

Стоит заметить, что перед революцией в Одессе было 70 кинотеатров и шесть частных киностудий! Естественно, что при таком раскладе между ними возникала конкурентная борьба. Харитонов понимал, что в ней победит тот, у кого будут работать лучшие актеры, вот тогда он и пригласил Веру Холодную в Одессу.

Королева экрана!

«Ленту с Верой Холодной крутили с утра до вечера, и не только в воскресенье, но всю неделю, пока все население поселка ее не пересмотрит. А многие поклонники «королевы экрана» смотрели картину раз по пять, а то и больше».

Драматург Алексей Каплер

К середине 1918 года, всего через четыре года после начала своей кинокарьеры, Вера Холодная была уже на пике популярности, а картины с ее участием начинали рекламироваться задолго до начала съемок. В этом не было никакого риска, так как перехват сюжета («срыв», как это раньше именовалось) не представлял никакой опасности. Главную ценность картины представляло участие Веры Холодной.

3

Чтобы попасть на фильм с любимой актрисой толпы как бы их сейчас назвали «безумных фанатов» срывали двери с петель, били окна… «Ленты с Верой Холодной были вне какой-либо конкуренции. Ради того, чтобы посмотреть фильм с ее участием, зрители выстраивались в огромные очереди. Такого в истории кино в России еще не было…» И такой ажиотаж был во всей стране. Благодаря Вере Холодной люди ходили в кино снова и снова…

Однако сама Вера в успех поверила не сразу. Иногда, чтобы проверить реакцию зрителя, она, замаскировавшись до неузнаваемости, и взяв в компаньоны свою сестру, отправлялась в кинотеатр. «Ты знаешь, у меня такое чувство, что меня живой вообще не существует. То, чем они восхищаются, − ведь это не я. Это всего лишь моя тень», − говорила она сестре, но в ее голосе слышалось удовлетворение.

Пленка и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная»

Стремительная и яркая кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция ее не остановила. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии, новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

4

Во время показов этих лент на Дерибасовской улице, перед синематографом «Кино-Уточкино», выстраивались огромные очереди.

Очень интересно, что когда режиссер Харитонов снял фильм «Тернистой славы путь» о самой Вере Холодной, о ней настоящей, где сценарием был истинный жизненный путь актрисы, зрители его не восприняли и были очень разочарованы. Дело в том, что ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала. Зритель решительно не хотел верить, что Вера Холодная действительно является верной женой, любящей мамой и счастливой женщиной, ее непременно отождествляли с ее образом на экране. Тем не менее, фильм тоже пользовался успехом.

5

За четыре года своей головокружительной карьеры Вера Холодная снялась в более чем 50-ти фильмах (по другим данным, их и вовсе было более 80-ти). К сожалению, из-за массового уничтожения большевиками фильмов дореволюционного периода, до нашего времени сохранилось лишь пять лент с участием Веры Холодной: «Миражи» (1915) и «Молчи, грусть, молчи» (1918) Петра Чардынина, «Дети века» и «Жизнь за жизнь» (1916) Евгения Бауэера, и «Последнее танго» (1918) Вячеслава Висковского (сохранился лишь частично). В среднем же, на съемки одной картины уходило три недели.

Смерть Веры Холодной: правда и домыслы

В феврале 1919 года Вера Холодная упала из саней в снег, простудилась и заболела тяжелой формой гриппа с легочными осложнениями. Эту болезнь в простонародье называют «испанка». Находилась актриса в доме своей матери на Соборной площади. Пролежав всего пару дней, легенда немого кино скончалась вечером 16 февраля 1919 года.

Эта официальная версия смерти актрисы стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счет. По одной из них, ее расстреляли революционные матросы как белую шпионку, по другой — актриса задохнулась от запаха отравленных белых лилий, присланных консулом Энно, третья версия гласила, что Холодную задушил на почве ревности ее любовник, генерал Гришин-Алмазов. Впрочем, большинство людей, знавших актрису, придерживались официальной точки зрения на этот счет.

6

На похороны Веры Холодной собралась буквально вся Одесса. В тот день в городе не работал ни один кинотеатр…

Тело актрисы забальзамировали и похоронили в часовне на Первом христианском кладбище Одессы, с тем чтобы в последующем перевезти его в Москву. Гроб с телом оставался там до разрушения кладбища советской властью в 1932 году. В процессе разрушения кладбища тело актрисы пропало, поэтому могилы Веры Холодной до наших дней не сохранилось.

Вера Холодная (в девичестве – Левченко) родилась в Полтаве в 1893 году, а спустя несколько лет семья переехала в Москву, где жила ее бабушка. Около года она посещала балетное училище Большого театра, и, была очень увлечена театром и балетом, буквально бредила актерством. В 1910 году Вера окончила гимназию и вышла замуж за молодого юриста Владимира Холодного. В 1912 году в семье появляется дочь Евгения, а еще через два года они берут на воспитание девочку Нону.

7

В кино Веру Холодную привела вовсе не давняя любовь к искусству, а скорее поиск средств к существованию. Семья хоть и была «из благородных», но богатствами не располагала, и когда ее муж Владимир Холодный в 1914-м ушел на фронт, Вера решила искать работу, чтобы поддержать семью.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Андрей Гончаров: «Холодная Вера Васильевна», ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Анна Гончаренко: «Аллергия на лилии или заговор большевиков – от чего умерла Вера Холодная?», Аргументы и Факты

Наталья Попова: «"Молчи, грусть, молчи", или Вся правда о Вере Холодной», РОССИЯ СЕГОДНЯ

«Вера Холодная», 24СМИ

Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.