Их вклад бесценен: кто короновал скифского царя

Их вклад бесценен: кто короновал скифского царя

Имя Израиля Рухомовского − величайшего ювелира всех времен и народов, жившего на рубеже XIX-XX веков в Одессе, редко встретишь в искусствоведческой литературе. Автор множества уникальных ювелирных произведений, талантливый гравер и писатель обитал в скромной квартире по улице Успенской,36, а его мастерская даже вывески не имела. Сейчас же работы знаменитого ювелира украшают экспозиции Лувра, Киево-Печерской Лавры, находятся в частных коллекциях и в музее Фаберже. А прославился одесский золотых дел мастер благодаря великолепной афере всех времен и народов, сотворив копию золотой тиары скифского царя Сайтаферна, которая под видом оригинала была продана в Лувр за 200000 франков. Последующее разоблачение вызвало грандиозный скандал, а автору принесло всемирную славу и… хорошо оплачиваемую работу в Париже до конца дней.

portret-Ruhomovskogo

 

Скандальная история тиары началась 13 марта 1896 года, когда она была показана директору Лувра Кемпфену, который в присутствии авторитетных экспертов отдела античного искусства, осмотрев шедевр, пришел к выводу о его подлинности…

Rukhomovsky_Saitafern_tiara

Легендарный заказ

За год до этого события в Одессе купцы третьей гильдии братья Шепсель и Лейба Гохманы заказали Рухомовскому изготовить «тиару Сайтаферна».

По легенде тиара была преподнесена древними греками города Ольвия в III веке до н.э. скифскому тирану царю Сайтаферну, осадившему город и потребовавшему от жителей огромного выкупа за обещание о ненападении.

Для большей правдоподобности в изображении элементов украшения тиары, братья-мошенники Гохманы раздобыли Рухомовскому огромную охапку научной и художественной литературы по археологии, которую мастер старательно изучил. Над своим знаменитым детищем ювелир трудился семь месяцев, получив за свою работу без малого две тысячи рублей − большие деньги для Рухомовского и ничто, по сравнению с тем, что последовало дальше…

Израиль Рухомовский: «Над выполнением колоссальной композиции я трудился целых семь месяцев. И получил за это 1800 рублей. Впервые в моей жизни я сразу получил столько денег. Я тут же купил два лотерейных билета и надеялся на самый крупный выигрыш. Учитывая имеющиеся сбережения, у меня стало три тысячи рублей. Значит — почти богач».

…А дальше под видом оригинала тиара была продана в Лувр за 200 000 франков (50 000 рублей). Работа была настолько мастерски сделана, что все ведущие специалисты, включая директора Лувра, руководителя отдела античного искусства и других, признали изделие подлинником.

Skif-5

«Чудо ювелирного искусства древности», или афера века удалась!

Однако перед тем как попасть в Лувр, легендарная тиара успела побывать в Вене. Так называемые купцы сначала попытались продать ее в Венский императорский музей. Австрийские ученые, знатоки античности, пришли в неописуемый восторг: «На столе, излучая мягкое матовое сияние золота, стояла древняя чеканная тиара изумительной работы и превосходной сохранности. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от меча, но украшения вокруг почти не были повреждены. Тиара представляла собой куполообразный парадный шлем-корону, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы…»

Художественное исполнение этого необычного шлема поражало. Купол высотой 17 и диаметром 18 сантиметров весом 460 граммов был разделен чеканкой-орнаментом на горизонтальные пояса. На нем были изображены сцены из «Илиады» и «Одиссеи», сцены скифского царя, который охотится на крылатого зверя, фигурки скифских воинов, быков, лошадей, овец.

Когда восхищенные директора венского музея спросили, откуда у него корона, Гохман сочинил правдоподобную сказочку, мол, прошлым летом ученые проводили раскопки в Ольвии и неподалеку от нее раскопали скифскую могилу, где был похоронен Сайтаферн с женой. Оттуда и тиара, и другие украшения, которые, якобы, достались ему за очень большие деньги. И тут же предприимчивый коммерсант запросил за «античное» изделие фантастическую сумму − 200 тысяч франков! Увы, таких денег в императорском музее не оказалось. Забрав свое драгоценное сокровище, Гохман покидает Вену и едет в Париж.

В Париже он заключает тайный коммерческий договор с владельцем антикварной лавки Антоном Фогелем и маклером Шиманским о разделе денежной суммы от проданной в будущем тиары. Теперь уже Шиманский и Фогель отправляются в Лувр, встречаются с директором департамента изящных искусств Лувра Кампфеном и руководителем отдела античного искусства Эроном де Вильфосом и, к всеобщей радости, заключают сделку о продаже драгоценного «скифского сокровища». О, диво, афера века удалась!

Профессор и руководитель отдела античности Эрон де Вилльфосс публично объявил, что Лувр приобрел «чудо греческого ювелирного искусства». По отзывам экспертов, находка была в «превосходной сохранности» с утонченным декором, «богатым художественными мотивами». Тиара, названная «искусством в своем наиболее тонком и чистом виде», заняла почетное место в постоянной экспозиции, вызывая восхищение специалистов, знатоков и многочисленных посетителей крупнейшего в Западной Европе музея.

kleine_Tiara

Тем временем в Одессе…

Израиль Рухомовский: «Спустя некоторое время захожу я однажды на фабрику «Жако». И директор говорит мне с улыбкой: «Знаете, куда попала ваша тиара? Можете принять от нее привет!» Он показывает мне газету «Фигаро» из Парижа и зачитывает большую статью о том, что музей Лувр имел счастье купить шедевр, тиару скифского царя по имени Сайтаферн. Ее нашли в земле Крыма, и возраст ее более двух тысяч лет. К этой статье дали фотографию тиары в натуральную величину, а также перевод на французский язык надписи, которую я на ней сделал в древнегреческом стиле, сам не зная, что она означает. За эту дешевку Лувр уплатил двести пятьдесят тысяч франков, а некоторые говорят — целых полмиллиона».

«Эта история была для меня величайшим сюрпризом: с одной стороны, меня радовало, что моя работа выставлена в таком большом окне — подумать только, в парижском Лувре, самом крупном музее мира! С другой стороны, меня огорчало, что другие обогащаются за счет моего труда, а мне платят гроши. Я прячу этот номер «Фигаро» и думаю, что раньше или позже правда всплывет на поверхность, и мир узнает ее».

3906_002

Разоблачение

А шесть лет спустя, 23 марта 1903 года в одной из парижских газет в открытом письме ювелира из Одессы Лифшица было сказано, что автором тиары является Израиль Рухомовский: «Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухомовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навещал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой». 

После такого заявления тиара была убрана в запасник, а правительство начало расследование. По прошествии двух дней из Одессы в парижскую газету телеграфировали, что Израиль Рухомовский заявил, что он — автор тиары.

1

Тем временем в Одессе…

Израиль Рухомовский: «Короче, назавтра и на следующий день посыпались письма и газеты из Парижа. Крупнейшие газеты, такие, как «Фигаро» и другие, просили меня, каждая в отдельности, только с ней иметь дело, каждая предлагала деньги на расходы для поездки в Париж. «Матен» напечатала мой портрет, найденный у моего знакомого в Одессе. В Одессе шум и гам. Все обо мне писали, говорили. А Париж интересовался мною долгие месяцы. С каждым днем все больше представителей из заграничных газет приезжало и все расспрашивали, расспрашивали. Чем больше я молчал, тем интереснее было им узнать, каковы мои дальнейшие намерения».

fb_ir_1

 

В Париж!..

Израиль Рухомовский: «Французский консул в Одессе пригласил меня к себе и спросил, желаю ли я ехать в Париж. Отвечаю: «Что касается “желаю ли” — ясно, желаю!

Консул говорит: «Не волнуйтесь, мы обо всем позаботимся, но делайте поменьше шума. Никто не должен знать, что вы едете в Париж»».

5 апреля 1903 года Рухомовский впервые в жизни прибыл в Париж.

Здесь, в присутствии экспертной комиссии, он незамедлительно сумел доказать что является автором тиары. Комиссия, в свою очередь, в беседе с Рухомовским быстро выяснила, что он очень мало знаком с античной археологией, историей древнегреческого искусства и особенностями стиля изделий эпохи Сайтаферна (поскольку на тиаре был ряд персонажей, принадлежащих к произведениям разных эпох и народов, что в оригинальном произведении быть не могло). Этот факт, в свое время, и вызвал вопрос о ее подлинности.

Тогда Рухомовский без всяких колебаний изложил комиссии мало кому известный рецепт изготовления сплава золотой пластины, из которой и была сделана тиара. По памяти, в присутствии экспертов, он точно воспроизвел ряд фрагментов изображений, вычеканенных на тиаре, а также показал книги, принесенные ему заказчиком для того, чтобы он имел образцы греческого искусства. По рисункам этих книг он и создал сцены, изображенные на тиаре.

В доказательство своего авторства Рухомовский изготовил миниатюрную копию тиары царя Сайтаферна. Ювелирное изделие поражает исключительным уровнем «копийной» точности и кропотливой проработкой деталей. На центральном фризе, высотой 13мм и с длиной окружности по нижнему основанию 65мм, мастер изобразил 39 фигур людей и животных, подчеркнув индивидуальность каждой. Всего же на фризе присутствует 64 предмета античной эпохи. На нижнем фризе − 26 фигур людей и животных, 41 растение, 6 предметов домашнего обихода.

Unterteil

После этого невероятного случая Израиля Рухомовского пригласили работать реставратором в Лувре. Он вместе с семьей переселился в Париж, где и прожил благополучно тридцать лет, занимаясь любимым делом.

Tiara_orig

Израиль Рухомовский. − ювелир, писатель, автор множества уникальных ювелирных произведений. Родился в 1860 году в городе Мозыре. В середине 1880-х годов переехал в Киев, а затем, в 1892 году − Одессу, где жил по адресу Успенская, № 36.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

В.С. Фельдман: «Рухомовский Израиль (1880–1936) – ювелир», Они оставили след в истории Одессы

«Три произведения Израиля Рухомовского в Mузее Фаберже», Музей Фаберже

Израиль Рухомовский: «Моя жизнь и моя работа», Лехаим

Александр Левит: «Афера века: как очаковский жулик обманул Лувр», ФАКТЫ (Одесса)

«Рухомовский, Израиль Хацкелевич», Википедия

Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.