Их вклад бесценен: космическая трагедия нестыковки

Их вклад бесценен: космическая трагедия нестыковки

— Что заставляет Вас так стремиться в космос?

— Я много лет работаю летчиком-испытателем, и поэтому испытание новой техники — это является естественным стремлением каждого летчика-испытателя»

26 октября 1968 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-3» (позывной «Аргон») с космонавтом Георгием Береговым на борту. Это был первый полет пилотируемого корабля серии «Союз» после катастрофы «Союз-1» с космонавтом Владимиром Комаровым.

После внезапной смерти конструктора Сергея Королева в начале 1966 года все полеты с Байконура резко приостановились, и советская космонавтика переживала период застоя. Космические корабли серии «Союз», разрабатываемые в то время конструкторскими бюро Советского Союза, были далеки от совершенства и на стадии испытаний терпели сплошные неудачи. В космонавтике есть такое правило: «После 3-х успешных беспилотных пусков новой машины на ней можно отправлять человека».

И действительно, перед тем, как в космос на «Союзе-3» был отправлен космонавт Георгий Береговой, ученые провели испытания трех «Союзов»-беспилотников: 7К-ОК №2, известный как «Космос-133», 7К-ОК №1, и 7К-ОК №3 он же «Космос-140». Однако все три запуска оказались полностью либо частично неудачными, а инженеры зафиксировали 200 замечаний к конструкции корабля.

Первый корабль так и не удалось вернуть на Землю, его ликвидировали аварийным подрывом. Старт второго отложили из-за неполадок, но сработала система аварийного спасения, что привело к взрыву ракеты на стартовом сооружении. Третий же «Союз» благополучно стартовал и налетал двое суток, но при аварийном спуске днище спускаемого аппарата прожгло насквозь, и произошла разгерметизация.

Невзирая не все эти неполадки, на космическом корабле «Союз-1» в 1967 году все-таки запускают человека. Однако на этот раз все обернулось страшной трагедией, космонавт Владимир Комаров, пилотировавший корабль, погиб при крушении «Союза-1». Это была четвертая и снова неудачная попытка запуска корабля серии «Союз». Но даже после стольких неудач конструкторы не отказываются от своего детища, пятый по счету «Союз» должен был пилотировать Георгий Береговой.

1334458828_40946_15674_400_0

***

Георгий Тимофеевич Береговой — единственный космонавт-фронтовик, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полет в космос). Свой космический полет он совершил в возрасте 47 лет и в течение нескольких лет считался старейшим человеком, побывавшем на орбите. В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении 15 лет.

Родился Георгий Береговой в селе Федоровка, Полтавской области.

«Вижу Землю, покрытую дымкой!», — «Союз-3» на орбите

«26 октября 1968 года на орбиту выведен космический корабль «Союз-3». Космический корабль пилотирует летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник Береговой Георгий Тимофеевич».

Два корабля стартовали почти одновременно: беспилотник «Союз-2» и через сутки «Союз-3» с Береговым на борту.

Основной задачей полета было испытание доработанной системы стыковки кораблей. Программой предусматривалось автоматическое сближение с «Союзом-2», а затем стыковка кораблей в ручном режиме в тени Земли, то есть в темноте и при отсутствии связи. К тому времени автоматические стыковки кораблей уже были проверены и каждый раз завершались успешно. Ручное же управление было резервным вариантом на случай выхода из строя какого-либо элемента автоматической системы. Однако руководство настояло на том, чтобы в этот раз сближением управлял космонавт.

«Вижу Землю, покрытую дымкой! Очертание берегов и морей, облачный покров! Самочувствие отличное!» были первые слова Берегового с орбиты.

р

«Самочувствие отличное, настроение паршивое»

«Союз-3» благополучно вышел на орбиту, и началось автоматическое сближение кораблей. Когда расстояние между объектами составляло 200 метров, Береговой принял управление на себя. Сближение происходило в тени Земли (в темноте), с использованием установленных на «Союзе-2» световых сигналов, относительно которых выполнялась ориентация «Союза-3». Береговой делает все, как учили: взяв на себя управление, он дает импульс на сближение, однако не замечает — его корабль идет навстречу «Союзу-2» перевернутым.

«Невесомость начала действовать очень сильно, именно связано с расстройством вестибулярного аппарата. То есть не знаешь, где потолок, где низ, где верх, — вспоминает космонавт о своих ощущениях. — …Мы не понимали еще в то время, что такое невесомость для человека, как он себя там ведет, что он чувствует. Мы не понимали, что такое процесс адаптации, когда что можно поручать человеку. И, конечно, это было глупое решение планировать на первом витке после старта работу».

Наблюдаемая Береговым картина взаимного расположения кораблей визуально отличалась от той, которую он наблюдал на наземном тренажере, но неправильную ориентацию он не распознал. Космонавт несколько раз отходил и вновь предпринимал попытку стыковки, но «Союз-2» всякий раз отворачивался от «Союза-3». Свою ошибку Береговой распознал только после выхода кораблей из тени, но было уж поздно, — запас топлива на состыковочные маневры был полностью израсходован, оставалось только на ориентацию корабля и выдачу тормозного импульса при возвращении на Землю. Таким образом, проставленное задание было не выполнено. После неудачной стыковки в эфире прозвучала известная фраза Берегового: «Самочувствие отличное, настроение паршивое».

1

30 октября 1968 года «Союз-3», пилотируемый Георгием Береговым, налетав 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд, благополучно вернулся на Землю. Он стал первым кораблем серии «Союз», который «выжил» в условиях космоса и вернулся на Землю невредимым.

Несмотря на то, что выполнить стыковку не удалось, Береговой привез на Землю ценный опыт и замечания, которые затем были учтены в последующих полетах.

Таким образом, было решено, во-первых, производить стыковки космических кораблей на освещенной части орбиты, а не в тени Земли, а во-вторых, учитывая проблему невесомости и ее малоизученное на то время воздействие на человеческий организм, планировать стыковки на второй виток, на вторые и даже на третьи сутки после запуска.

The_Soviet_Union_1968_CPA_3699_stamp_(Pilot-Cosmonaut_of_the_USSR_Georgy_Beregovoy_and_Carrier_Rocket_Start)

Георгий Береговой — негласный «соконструктор» «Союза»

Мысль о невыполненном задании долгие годы не давала космонавту покоя. «А там ручное управление стыковкой, ну, отвратительно сделано, не по авиационному, понимаете? Все сделано наоборот. И там были вещи, которые, ну действительно, ты не можешь управлять. Ты дал импульс, и корабль сам двинется. Ты ничего не можешь сделать. То есть, ты не управляющий человек, а наблюдатель», — напишет позже Береговой в одной из своих книг, анализируя полет.

Береговой стал первым космонавтом, который не побоялся сказать конструкторам, что в корабле неправильно и что надо в системе управления переделать, по его мнению. И целый список предоставил, что сделать надо.

Ныне «Союз» считается самым надежным космическим кораблем в истории космонавтики и полностью управляемый, благодаря Георгию Береговому — негласному «соконструктору» «Союза».

1287624

Под грифом «секретно»: «двойник» Брежнева, спасший ему жизнь

Георгий Береговой поразительно был похож на тогдашнего генсека Советского Союза Леонида Брежнева. И это визуальное сходство едва не стоило космонавту жизни. 22 января 1969 года в Кремле чествовали экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Космонавтов, по уже сложившейся традиции, провезли по улицам Москвы, под приветствия и аплодисменты советского народа, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле. Помимо участников последнего полета, в кортеже следовали и другие космонавты, а также руководители государства.

be5e6816458700c4a3565e6a0d04e25f

В этот день на Леонида Брежнева готовили покушение. На въезде в Кремль террорист Виктор Ильин, увидев на переднем сиденье одной из машин генсека, открыл огонь. Но Ильин ошибся — вместо Брежнева он стрелял в космонавта Берегового, внешне очень на него похожего. Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и, перехватив руль у смертельно раненого водителя, сумел благополучно остановить машину. Так летчик-космонавт Береговой спас жизнь лидеру Советского Союза. Два десятилетия правительство замалчивало эту историю, храня под грифом «секретно».

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Елена Гордеева: «Георгий Береговой: «Я — летчик. Человек профессии», Военное обозрение

Андрей Сидорчик: «Укротитель «Союза». Как герой войны спас космическую программу СССР», Аргументы и факты

«Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового», armsofwar

Георгий Тимофеевич Береговой

«Союз-3», Википедия

«Береговой Георгий Тимофеевич», Википедия

Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.