Их вклад бесценен: главный создатель киевских мостов

Их вклад бесценен: главный создатель киевских мостов

Первый киевский мост Патона

Первым Патоновским мостом в Киеве стал построенный в начале XX века Парковый, или как его еще называют Чертов мост — изящная дуга над Петровской аллеей, соединяющая Городской сад с Крещатым парком.

most 1

most 1(5)

Устройство Паркового моста началось летом 1909 года, когда городская управа обратилась к профессору Киевского Политехнического Института, специалисту по мостостроению Евгению Патону, с просьбой составить проект пешеходного моста над аллеей за вознаграждение в 700 рублей. Евгений Оскарович дал согласие, и тем же летом киевский подрядчик Николай Смирнов договорился с городом о том, что изготовит и установит на место все металлические части моста. Для устойчивости опор были применены буронабивные сваи инженера Антона Страуса, которые прочно сидят в любом грунте. Под каждой из четырех «ног» моста устроили по три таких сваи. К 1 февраля 1910 года мост был готов. Его суммарный вес был примерно 1800 пудов (порядка 30 тонн).

Евгений Патон

Евгений Патон

Затем, весной и летом 1910 года, подрядчик Крылов провел земляные работы: ложбину углубили, проложили аллею длиной 160 саженей и шириной 5 саженей. Окончательные же испытания моста провели в ноябре 1910 года. Деревянный настил моста загружали слоем речного песка из расчета 400 кг на квадратный метр. Посередине моста подвешивали проволоку с грузом для определения прогиба. Однако все параметры оказались в допуске, еще и с запасом, что и было подтверждено актом.

most 1(2)

Мост, построенный по проекту Евгения Патона, был открыт 22 ноября 1910 года.

most 1(3)

В 1983 году мост был фактически отстроен заново: его старые конструкции были разобраны и переданы в музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины в Переяслав-Хмельницком, а вместо них сооружены новые.

most 1(4)

Мост имени Евгении Бош второй киевский мост Патона

Мост имени Евгении Бош — мост через Днепр, существовавший в 1925—1941 годах в Киеве. Мост возведен по проекту Евгения Патона на опорах Николаевского цепного моста, взорванного в 1920 году.

most 2

Новый мост на старых опорах было поручено построить главному киевскому авторитету в области мостостроения Евгению Патону. Это был второй проект моста для Киева авторства Евгения Оскаровича. На то время Евгений Патон занимал должность профессора в Киевском Политехническом институте.

К отстройке моста планировали приступить в конце 1921 года, однако проект нового сооружения Евгений Оскарович представил только в январе 1924 года. К тому времени мостостроительная наука доказала, что цепная конструкция (характерная также для Николаевского моста) была плохо приспособлена для многопролетных мостов: сильно колеблется под нагрузкой и полностью разрушается при повреждении в любом месте.

Исходя из этого, для постройки нового моста было решено использовать сохранившиеся опоры старого моста, но от цепной конструкции отказаться.

most 2 (3)

Новый мост, с судоходным пролетом на 4,2 метра выше прежнего, построили из двутавровых балок, оставшихся на берегах Днепра после разборки в 1919 году стратегических шоссейных мостов киевского района. Новая конструкция обеспечивала большую грузоподъемность, ширину и лучший удельный вес моста. Строительство шло 10 месяцев под руководством инженеров Березина и Эндимионова. Металлическая конструкция моста была собрана всего за 85 дней.

Новый мост был торжественно открыт 10 мая 1925 года. Он получил название в честь революционерки и участницы Гражданской войны в Украине Евгении Богдановны Бош (1879—1925), покончившей жизнь самоубийством в том же году, за несколько месяцев до открытия моста.

Постройка моста стала настоящим праздником для города, поскольку снова заработала трамвайная линия на левый берег. Два десятка поселков, в том числе Старая и Новая Дарница, вошли в состав Киева.

Мост имени Евгении Бош был уничтожен советскими войсками при отступлении из города 19 сентября 1941 года. Опоры моста сохранялись до середины 1950-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередачи и были взорваны при сооружении поблизости моста Метро.

most 2(2)

Пионер электросварки

В 1928 году профессор Евгений Патон впервые познакомился с электрической дуговой сваркой, которая, став делом всей его жизни, прославила ученого на весь мир.

Тогда он принимал работу по реконструкции небольшого моста на безымянном полустанке. Идея сварки так вдохновила Патона, что уже немолодой ученый очень захотел совместить мостостроение и сварку.

paton1

Однако все оказалось не так просто. Евгений Оскарович столкнулся с твердолобой оппозицией, электросварка в то время применялась крайне редко, поэтому весомых доводов в пользу эффективности метода практически не было. Но Патон боролся за свою идею. Он создал научный коллектив из молодых перспективных ученых, вместе с которыми месяцы напролет пропадал в цехах, разрабатывая новые сварочные флюсы, экспериментируя с металлом и техникой.

В 1929 году академик Патон создал в Киеве Электросварочную лабораторию, которая в 1934 году была преобразована в Институт электросварки Академии наук.

Его коллектив решал важнейшую оборонную задачу: сварка металла позволяла отказаться от клепаных конструкций в бронетехнике, военном судостроении и при строительстве подводных лодок. А параллельно в институте провели сравнительные исследования однотипных клепаных и сварных пролетных строений (мостов, эстакад, заводских цехов, прокатных станов) и убедились, что сварные легче.

Первый в мире цельносварный Мост Патона третий киевский мост Патона

Мост Патона — мост через Днепр в Киеве, построенный в 1953 году. Первый в мире цельносварный мост. Один из крупнейших мостов Европы.

most 3

В то, что цельносварной мост через Днепр не рухнет, никто из партийного руководства Украины не верил. «Товарищи, это же 1543 метра, мост длиннее Крещатика! 27 метров ширины, десять тысяч тонн металлических конструкций!» — с ужасом говорили оппоненты Патона.

Проектировать уникальный сварной мост Евгений Патон начал еще до войны, в 1940 году. Однако его коллеги настаивали, что новый мост должен быть клепаным, приводя в качестве аргументов, что эта технология давно испытана и показала себя надежно. На это Патон возражал, что если использовать сварку, то времени, металла и денег понадобится гораздо меньше. Весомым аргументом оппонентов было то, что больших сварных мостов еще никто в мире не строил…

most 3(2)

Для внедрения новой технологии для строительства огромного моста понадобилось вмешательство первого секретаря ЦК КПУ Никиты Хрущева, и в 1941 году возвели его опоры. Но началась война… А в октябре 1943 года немцы взорвали готовые опоры будущего моста Патона. После войны все пришлось начинать заново.

Все работы по строительству моста были завершены в июне 1953 года. Для проверки надежности уникального детища академика Патона — первого цельносварного моста — использовали самоходные орудия и танки. Время ведь было тяжелое, послевоенное. Грузовых автомобилей недоставало, зато боевой техники — в изобилии.

most 3(3)

Мост Патона является одним из крупнейших мостов Европы. Он состоит из 26 пролетов. Длина моста 1543м, ширина между бордюрами 21м, ширина тротуаров – 3м. Особенностью моста является то, что впервые при строительстве такого сооружения его главные балки были изготовлены и смонтированы с помощью электросварки. При монтаже 264 пролетных блоков сварено 10668 швов. До этого при строительстве и монтаже мостов использовались заклепки. Новый способ мостостроения, испытанный в Киеве, стал самым распространенным в мире.

most 3(4)

Движение по мосту открыли 5 ноября 1953 года. Церемония проверки и открытия моста была чрезвычайно пышной.

Мост Патона в Киеве стал первым мостом через Днепр, построенным в послевоенные годы. Он признан памятником архитектуры, который до сегодняшнего дня остается самым востребованным мостом в Киеве.

Евгений Оскарович Патон — советский ученый-механик и инженер, работавший в области сварки, мостостроения и строительной механики. В 1934 году Патон создал в Киеве Институт электросварки АН УССР, директором которого оставался до конца жизни. Евгений Оскарович является руководителем и автором свыше 50 проектов железных клепаных мостов, а также создателем первого в мире цельносварного моста.

paton2

Родился в 1870 году в Ницце в семье русского консула. Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии, а также Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. С 1904 года жил и работал в Киеве. Преподавал в в Киевском политехническом институте и Киевском строительном техникуме железнодорожного транспорта. Умер 12 августа 1953 года. Похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Татьяна Руднева: «Одесситам на заметку: этот день в Украине: В 1925 году в Киеве был открыт мост имени Евгении Бош через Днепр», Волнорез

Игорь Осипчук: «Уникальному столичному мосту имени Патона исполнилось 55 лет», «ФАКТЫ»

Дмитрий Заборин: «Три моста академика Патона», Хочу экскурсию

Татьяна Руднева: «Одесситам на заметку: в этот день много лет назад: В 1953 году в Киеве был введен в строй первый в СССР цельносварной мост через Днепр (мост Патона)», Волнорез

Михаил Кальницкий: «Парковый мост и Петровская аллея. Рассказ в картинках», LIVEJOURNAL

«Патон, Евгений Оскарович», Википедия

Парковый мост (Киев), Википедия

Татьяна Руднева

Utesov
Столярная
Хостинг в Украине

Sorry, comments are closed for this post.