Интересная Одесса: вдоль знаменитой достопримечательности

Интересная Одесса: вдоль знаменитой достопримечательности

«Фуникулер. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймет, о чем идет речь – его называют «подъемная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело». Так в своей книге «Спасибо, сердце» об одесском фуникулере писал знаменитый одесский артист Леонид Утесов.

Funiculair-1902C

В самом начале ХХ века по проекту инженера И.Пятницкого и под руководством инженера В.Раковского были выполнены все необходимые работы по устройству и запуску одесского фуникулера. Кстати, одесский фуникулер старше киевского, более того, он является одним из первых фуникулеров Российской империи.

e942

В 1900—1902 годах рядом со знаменитой Потемкинской лестницей, спланировали склон под трассу будущего фуникулера и уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине. На Приморском бульваре построили деревянный ажурный павильон − верхнюю станцию фуникулера, а внизу, на Приморской улице, ведущей в порт − каменное здание с кассой, перроном и конторой – нижнюю станцию.

c30Рядом поставили небольшую электростанцию, а для освещения дороги установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей.

c29

Два фуникулерных вагончика вместимостью 35 человек каждый, были выписаны специально из Парижа. Их закрепили на тросах, и движение осуществлялось по «маятниковой» схеме: спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. Для удобства пассажиров над рельсовым путем был возведен пешеходный мостик.

274_001

Торжественное открытие состоялось 8 июня 1902 года. На следующий день она приняла первых пассажиров, причем, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много».

Funiculair1910

В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 копейки. Правда с 1919 по 1926 год фуникулер был, как говорится, «на консервации», то есть поломан.

Funiculair1950

Второй раз за историю своего существования фуникулер остановился после Великой Отечественной войны − не работал четыре года. А в 1969 году фуникулер закрыли и заменили эскалатором. Таким образом, на целых тридцать пять лет фуникулер выпадает из жизни города.

Funiculair1953

В 2005 году в Одессе вновь открывается фуникулер, только механизм действия машины совершенно другой − принцип наклонных лифтов. Движения кабинок происходит независимо друг от друга.

7353762

Функционирует две кабинки, одна вверх, вторая − вниз, соответственно. Каждая кабинка рассчитана на десять пассажиров.

FuniculairOverview

Места исключительно «стоячие», имеются поручни, а сопровождает пассажиров вагоновожатая, она же и продает билетики.

56426457

Торжественное открытие возрожденного фуникулера состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый День рождения Одессы.

45259

По материалам сайта «Одесса на колесах», сайта «Туризм и активный отдых»

Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.