Интересная Одесса: первый в стране трамвай в село

Интересная Одесса: первый в стране трамвай в село

Фактически 110 лет назад, 22 августа (9 августа по старому стилю) 1907 года в свой первый рейс отправился Люстдорфский трамвай − первый одесский трамвай, соединивший окраину города с поселением немецких колонистов Люстдорф (ныне поселок Черноморка, Одесской области). Он появился на три года раньше одесского городского трамвая, торжественный запуск которого состоялся 24 сентября 1910 года. Таким образом, Люстдорф, или как его еще называли «Ольгино», стал первой сельской местностью в тогдашней Российской империи, имеющей свой собственный электрический трамвай.

«Ольгино уже пользуется электрическим трамваем, а Одесса еще путешествует на клячах, хотя и по красивым улицам», − заметил редактор газеты «Русская речь» господин Слюсаревский на торжественном завтраке в честь открытия первой трамвайной линии.

4

Говоря о клячах, господин Слюсаревский имел ввиду конку – вагончик, который тянула по рельсовым путям пара лошадей, управляемая кучером. В конце XIX начале XX века конка в Одессе была чуть ли не единственным средством массового передвижения горожан. Потом, в помощь ей, запустили паровые трамвайчики (паровички). Из-за очень большой задымленности и медлительности паровички ходили только в отдаленные районы города: на Большой Фонтан и Хаджибеевский лиман.

Так что же послужило причиной запуска электрического трамвая именно в сельскую местность?

Дело в том, что земли в районах Большого, Среднего и Малого Фонтанов изначально большой популярностью не пользовались. Из-за отдаленности от центра города, на повозках и в экипажах добираться туда было не очень удобно.

Когда же в 1880 году в Одессе запустили первую линию конки, а через пару десятилетий сеть конки глобально разрослась, к тому же к ней присоединился паровой трамвайчик с четырьмя-пятью вагончиками, добираться на Фонтан стало очень удобно. Сразу же появилось много желающих переселиться в район Фонтана и, как следствие, цены на землю и недвижимость резко возросли. Поэтому, горожане победнее вынуждены были ретироваться в районы более отдаленные от центра. Такой местностью и стал Люстдорф. А через несколько лет Люстдорфская колония была уже популярным местом отдыха и дачных участков с большим количеством населения. Но добираться в Люстдорф, по-прежнему, было крайне неудобно.

2

Тогда представители Ольгинского сельского схода летом 1906 года провели переговоры с главным директором Бельгийского Анонимного общества одесских конно-железных дорог инженером Р.Э.Легодэ и 4 августа 1906 года заключили с ним контракт.

5

Согласно контракту, господин Легодэ в кратчайшие сроки обязуется проложить трамвайную железную дорогу от Дачи Ковалевского до Люстдорфа, с правом ее эксплуатации в течение 50 лет, с последующей передачей сельскому обществу. Со своей стороны, немецкие колонисты безвозмездно отводят необходимые земли для путей и постройки электрической станции, различных мастерских, депо для вагонов и павильо­нов на конечных остановках.

Трамваем на Люстдорф, или первая трамвайная линия в городе

Работы по постройке трамвайных путей и соответствующих помещений начались ранней весной 1907 года, а к началу августа, менее чем за полгода, уже были закончены. Первая трамвайная линия в Одессе начиналась от Дачи Ковалевского, от нынешней конечной остановки 19-го трамвая, и следовала на Люстдорф, до спасательной станции на берегу моря. До Дачи Ковалевского из центра города можно было добраться следующим образом: от Куликового поля до современной 16-й станции Большого Фонтана курсировал паровой трамвайчик, а дальше надо было пересесть на конку и до современной конечной остановки 19-го трамвая (район 411 батареи), а там уже ждал первый электрический трамвай. Наконец-то связь с городом была установлена!

3

Торжественно открытие первой линии электрического трамвая состоялось 22 августа 1907 года.

«У начала электрической линии стояли вагоны. Впереди их была сооружена разукрашенная арка. Священник сказал подобающее слово и совершил молебствие, вагоны были окроплены святой водой. Супруга господина Легодэ перерезала ленту. Вслед за этим вагоны с приглашенными лицами покатили в сторону Ольгино. Через 10 минут вагоны, встреченные криками «ура» жителей села и военным оркестром, прибыли на конечную станцию. Присутствующие осмотрели электростанцию и направились в вагонное депо, где были сервированы столы для завтрака. Гостей встретили пастор и представители сельского общества; пастор произнес речь на немецком языке. За завтраком было много выступлений»…

Изначально на линии курсировало два моторных вагончика, привезенных из Германии, их производила фирма MAN в Нюрнберге. Вагоны имели по 20 мест для сидения и по 6 мест для стояния на передней и задней площадках. Плата за проезд не превышала 10 копеек, а за половину маршрута составляла 5 копеек. В следующем, 1908 году, по образцу немецкого, на Николаевской судоверфи был построен еще один вагон, а в 1909 году появилось еще три летних прицепных вагона.

В таком виде первая трамвайная линия Одессы просуществовала до 1910 года, вплоть до появления «первого» городского электрического трамвая, чью линию строила все та же бельгийская фирма под руководством господина Легодэ.

1

Депо Люстдорфского трамвая до наших дней не сохранилось. Зато сохранилось административное здание − сейчас это обычный жилой дом, который можно увидеть по адресу проспект Свободы,100.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В бывших трамваеремонтных мастерских теперь живут люди − их разделили перекрытиями на два этажа и превратили в квартиры. А еще в квартирах первого этажа под полом есть большие пустые пространства – канавы, в которые в свое время заезжали трамваи.

По материалам одесского краеведа Вадима Василенко и блоггера Кайзера Германского

Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.