Интересная Одесса: первый полет над Одесским заливом

Интересная Одесса: первый полет над Одесским заливом

В 1909 году одесский барон Ксидиас купил первый в Российской империи биплан «Фарман», и наш соотечественник, авиатор Михаил Ефимов, который полгода учился летать на фирме в Париже, совершил первый в Российской империи полет. А состоялось это знаменательное событие 21 марта (по новому стилю) 1910 года на одесском ипподроме, тем самым положив начало отечественной авиации.

На следующий день после показательных полетов Ефимова Сергей Уточкин, выпросив у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан и взлетел без всякой подготовки. Правда, полет был не шибко удачным, машину при посадке он слегка подломал, но ведь это был экспромт.

Utochkin_S_I -

Уточкин понял, чтобы летать, надо учиться. Но где? Столицей авиаторов считался Париж. Там он и устроился слесарем на фабрику, где собирались авиамоторы «Гном». Наблюдал полеты уже известных авиаторов Райта, Блерио, Сантос-Дюмона. Ни в какую летную школу он не поступил по большому счету, стал самоучкой. Но Уточкин быстро делал успехи. Он хорошо знал технику, сам конструировал летательные аппараты. И оказался прирожденным летчиком. Уже весной 1910 года сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, затем подтвержденное Императорским всероссийским авиаклубом (ИВАК).

Таким образом, Сергей Уточкин стал вторым после Михаила Ефимова дипломированным летчиком в истории воздухоплавания Российской империи и 28 марта (по новому стилю) 1910 года в Одессе осуществил свой первый полет.

utochkin poljet

В последствие, о своем первом полете Уточкин будет вспоминать: «Мой первый полет длился двенадцать минут. Это время ничтожно мало, когда оно протекает в скучной, серой, мертвящей обстановке жизни на земле, но когда летишь, это — семьсот двадцать секунд, и каждую секунду загорается новый костер переживаний, глубоких, упоительных и невыразимо полных… Сказка оборвалась… Я спустился. Легкий, как сон, стоял аэроплан на фоне восходящего солнца. Трудно было представить, что несколько минут тому назад он жил и свободно двигался в воздухе».

utochkin

15 июля (по новому стилю) 1910 года Сергей Уточкин совершил первый в истории отечественной авиации полет над морем, к тому же это был его 100-й юбилейный полет. В присутствии множества зрителей он поднялся в воздух на самолете собственной конструкции «Фарман» с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив.

Этот юбилейный полет пионера отечественной и мировой авиации «Одесские новости» сравнили по важности с перелетом «Блерио через Ламанш».

«Несмотря на неблагоприятную погоду, сообщало на следующий день «Зеркало Одессы», — вчерашний юбилейный полет Уточкина прошел блестяще и собрал на территории выставки несколько тысяч человек. Ровно в семь часов вечера авиатор, усевшись на «Фарман», взял небольшой разгон и быстро очутился над открытым морем. Описав над ним несколько красивых кругов, Уточкин через три с половиной минуты спустился на территорию, встреченный громкими аплодисментами публики».

Татьяна Руднева

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.