Интересная Одесса: первый маяк в городе

Интересная Одесса: первый маяк в городе

Первый в Одессе маяк, именуемый «Одесским», появился в начале ХlХ века на мысе Большого фонтана. На протяжении 190 лет Одесский, или как его еще называют Большефонтанский маяк указывает морским судам дорогу на дальних подходах к Одессе.

1

Появился маяк в 1827 году и строился вместе со Свято-Успенским Патриаршим мужским монастырем на землях, подаренных молдавским дворянином Александром Теутулом. Столь широкий жест был вызван весьма печальными обстоятельствами: недалеко от владений Теутула разбился о прибрежные скалы корабль, следовавший в Одессу. Моряки ошибочно приняли за огни маяка костры, разжигаемые ночью в поместье.

2

Испытывая огромное чувство вины, и в память о погибших, Теутул передает 27 гектаров прибрежной земли под застройку монастыря и маяка. Почти сколько же выделяют городские власти, и на мысе Большого фонтана появляется мужской монастырь и первый в Одессе маяк.

3

Строительством маяка руководил французский военный инженер Жюст Гаюи. Соответствующее всем критериям того времени сооружение высотой 61 метр было видно с моря на очень большом расстоянии. На случай туманной погоды маяк оборудовали сиреной системы Сан-Галли. На вершине маяка, перед рефлекторами, установили 13 ламп, работающих на сурепковом (рапсовом) масле, и огонь маяка был виден на 20 миль. В 1867 году освещение маяка стало электрическим: установили два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока и электродуговые лампы Фукко и Соррена. Это был первый в Российской империи и четвертый в мире электрический маяк. 

5

Маяк прослужил 74 года, но из-за оползней, которые в Одессе происходят довольно часто, было принято решение перенести его подальше от обрыва, вглубь плато.

7

Таким образом, в 1901 году был установлен новый железный маяк французского производства: более высокий, и более современный.

6

Старый, уже не функционирующий маяк, простоял до 1933 года, после чего был взорван. Новый «французский» маяк просуществовал вплоть до начала 1990-х, после чего его разобрали из соображений безопасности. Взамен ничего достойного так и не построили, а функции указателя морским судам выполняет металлическая конструкция гордо именуемая «маяком».

9

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Ева Краснова, Анатолий Дроздовский: «Маяк Одесский (Большефонтанский)», Старая Одесса в фотографиях

Алексей Кузнецов «Чем маячила Одесса на протяжении двух столетий», Одесская Жизнь

«179 лет назад заработал Одесский маяк», Odessa1

Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.