Интересная Одесса: как начинался популярный во всей стране журнал

Интересная Одесса: как начинался популярный во всей стране журнал

В Южной Пальмире бытует шутка о том, что «Одесса, конечно, не первый город на земле, но и не второй». Горожане утверждают, что многое интересное в нашей жизни впервые появилось именно в Одессе, или сделано одесситами. От джинсов — до кинетоскопа (машины для просмотра кино). Даже самый популярный сатирический журнал в СССР, оказывается, имеет одесские корни...

В июне 1922 года в Москве свет увидел первый номер журнала, которому суждено было стать самым популярным сатирическим печатным изданием всего Советского Союза. А назывался журнал – «Крокодил». Однако это название появилось не сразу. Сначала это было безымянное приложение к газете «Рабочий», которое выходило каждую неделю, а уже начиная с тринадцатого номера приложение стало журналом и обрело название «Крокодил».

KROKO_2

Инициатором создания журнала и по совместительству его первым редактором был большевик Константин Еремеев, который, кстати, в 1918–1919 годах являлся начальником кремлевской охраны.

Изъясняясь современным языком, рейтинг журнала был просто бешеным. Так, в середине 80-х годов его тираж составлял более шести миллионов экземпляров! Вообще, на протяжении многих десятилетий журнал пользовался огромной популярностью среди советского рабочего класса. В подтверждение тому, стоит отметить, что всего за год от начала издания журнала, его тираж составлял уже сто пятьдесят тысяч экспонатов – неслыханная по меркам того времени цифра для изданий подобного рода.

KROKO_1

Так в чем же секрет популярности и долголетия (журнал активно выпускался 86 лет) «Крокодила»? Сатирики пресловутого журнала писали в духе того времени и системы, изобличая пороки тогдашнего общества. Еще в первом номере «Крокодила» поэт-сатирик Демьян Белый четко сформулировал задачи издания в своем стихотворении «Красный Крокодил смелый из смелых против крокодилов черных и белых»:

Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила

Вот какова задача Красного Крокодила!

Сатирики журнала беспощадно клеймили капиталистов, высмеивали недостойные поступки рабочих, изобличали лодырей, прогульщиков, пьяниц, туниядцев и прочих «недостойных» сыновей Страны. От пристального ока «Крокодила» не могли скрыться недостатки по хозяйственной жизни Союза, которые играли ключевую роль в борьбе народа с голодом и разрухой. В журнале высмеивали «барские замашки» и чванство, жуликов и спекулянтов, иностранных шпионов, империалистов и всех тех «нерадивых», которые явно мешали строить социализм.

KROKO_3

В «Крокодиле» печатались многие одесситы: Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий…

В начале 2000 года, в связи с недостаточным финансированием журнал пришлось закрыть. Позже были предприняты попытки возродить популярное издание, − так в сентябре следующего года появился журнал под названием «Новый Крокодил». Однако обновленное издание просуществовало три года и снова закрылось. В 2005 году все-таки удалось возобновить издание журнала с прежним названием, но ненадолго. Время уже было не то. И, просуществовав еще три года, «Крокодил» закрылся окончательно, так и не сумев завоевать прежней известности.

KROKO_4

Но! Мало кому известно, что сто семь лет тому назад в Одессе, на улице Гаванной,13 находилась редакция сатирического журнала под названием… «Крокодил».

Да, тот самый «Крокодил», которому через десять лет суждено было прославиться на всю страну. То есть самый первый номер журнала родился в Одессе, а его создателями были фельетонист газеты «Одесские новости» Б.Флит и художник-карикатурист Ф.Сегаль. Одесский «Крокодил» издавался с 1911 по 1912 годы и был популярен не только в нашей стране, но и за рубежом. Публикации издания соответствовали социально-политической ситуации того времени − они были направлены на борьбу и высмеиванием антисемитизма, взяточничества, но по сравнению с «Крокодилом» советского периода, были более демократичными.

KROKO_5

Редакция выпустила 63 номера журнала и на этом свое существование прекратила, а Флинт и Сегаль перешли трудиться в «журнал революционной сатиры» «Бомба». Кстати, Сегаль, в память о закрывшемся журнале, взял себе псевдоним «Ф.Крокодилов».

Татьяна Руднева

<ОтдыхСтолярная

Sorry, comments are closed for this post.