Интересная Одесса: кто такой Ванька Головатый

Интересная Одесса: кто такой Ванька Головатый

Сегодня в рубрике «Интересная Одесса» Татьяна Руднева расскажет о необычном виде транспорта в Одессе...

В конце ХIХ века основным городским транспортом в Одессе была конка. Однако с развитием экономики возрастали и потребности в транспорте. Для перевозки большого количества различных товаров в разные части города, а также транспортировки пассажиров одной конки было уже не достаточно. Таким образом, в помощь конке пришел паровой трамвай.

Зачастую такой паровой трамвай называли просто «паровичок» или же «паровозик». Специально для него в Одессе проложили две линии: первую — между Куликовым полем и Большим Фонтаном, вторую — от Херсонского сквера до Хаджибейского парка-лимана.

vanka

Сами паровозики изготовлялись на Коломенском заводе, а вагоны — в Бельгии, откуда на судах доставлялись в Одессу. Паровозики имели очень неуклюжий вид, — из-за непомерно широкой вверху трубы, похожей на казан, они получили название «Ванька Головатый». Топливом для паровозика служили специальные брикеты из угольной пыли. Длинный шлейф густого черного дыма тянулся за паровичком, сажа садилась на одежду и лица пассажиров и прохожих. При этом скорость такого состава была невелика.

vanka_1

К слову, о скорости, всем известный одесский спортсмен и авиатор Сергей Уточкин, соревновался с «Ванькой Головатым», — он пробежал на пари от Куликова поля до конечной остановки паровичка 10км, наравне с ним, а под конец даже обогнав.

К концу 1896 года в Одессе в эксплуатации было 9 паровозов и 53 вагона на паровой тяге. Ежедневно, особенно в летнее время, паровичок совершал 36 рейсов на Большой Фонтан, а на Хаджибейский лиман — в оба конца 18. «Ванька Головатый» просуществовал до 1920 года, когда во время гражданской войны его закрыли из-за нехватки топлива.

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.