Интересная Одесса: как горожане адреналин получали

Интересная Одесса: как горожане адреналин получали

«Дорога, по которой следовали автомобилисты, в общем неудовлетворительна. Она изрыта местами выбоинами, встречаются ложбины, спуски, крутые подъемы…

…наши дороги находятся в гораздо худшем состоянии, чем в Зап.Европе»

газета «Одесские новости»

8 сентября 1907 года состоялась первая в Российской империи автомобильные гонки по маршруту Одесса-Николаев-Одесса, в которых приняли участие 28 автомобилей. Они были организованы спортсменами-энтузиастами А.А.Ван дер Шкруфом и К.Л.Маковецким при финансовой поддержке банкира Артура Анатры, который лично участвовал в соревнованиях. Гонку выиграли итальянцы Либеро Верчелли и Луиджи Петрилло на автомобиле «Florentra de-Tirenze», преодолев 131 километр за 1 час, 56 минут и 16 секунд и став обладателями почетного переходящего кубка.

В конце сентября газета «Одесские новости» опубликовала большой репортаж о состоявшемся событии.

Автомобильный старт был устроен у самой границы Одесского градоначальства, в конце Московской улицы (ныне – Черноморского казачества). «Здесь была разбита красивая палатка, около которой находился официальный хронометрист г.Гекман, председатель гоночной комиссии К.Л.Маковецкий, князь П.А.Абамелик, секретариат, члены комитета и корреспонденты…»

Автомобильная гонка стартовала в 6 утра. Первым на дистанцию вышел «Мерседес», управляемый Охотским и Юрьевичем. «К 6 часам утра к старту подает свой «Мерседес» Ф.М.Юрьевич. Он несколько взволнован. Особенно нервничает в ожидании сигнала шофер Охотский. Ровно в 6 часов дан сигнал. Отпуская флаг, князь Абамелик кричит: «Пошел!». Момент – и «Мерседес», развивая полный ход, стрелой вылетает на подъем и скрывается с глаз».

Следующий автомобиль отправился через 15 минут − это был «Дион-Бутон». «В 6 час. 15 мин. дан старт для «Дион-Бутона», за рулем которого сидит барон А.А.Рено, а рядом с ним механик Бранловский. Барон лихо принимает старт»…

1

В Николаеве финиш (он же обратный старт на Одессу) располагался в селе Варваровка (ныне − район Николаева). С самого раннего утра к месту старта в саду Бишлера начал собираться народ.

Первая финиширующая машина показалась около 8 утра. «В 8 часов за несколько верст до старта был замечен столб пыли, а затем показался первый автомобиль. По всему саду слышен был возглас: «Юрьевич идет!». Через несколько секунд «Мерседес» при громких криках «ура!» со страшной быстротой прошел старт. Время, несмотря на протесты г.Юрьевича, было отмечено николаевское – 8 час. 5 мин. 28 сек. (разница в сравнении с одесским временем 3 мин. 3 сек.). Через 28 мин. и 28 сек. старт пролетает барон Рено».

«Николаевцы впервые могли созерцать такое количество техники сразу. Дамы смотрели на пилотов восторженными глазами. Многие запомнили этот день на всю жизнь. Фридрик Бишлер со своим малолетним сыном Васильком обошли все машины, поприветствовали каждого из гонщиков, справились о помощи. В парке участники автопробега стояли 45 минут. Время использовали для отдыха, осмотра машин, пополнения запасов бензина и воды. Затем гонки возобновились».

2

Обратный старт из Николаева был назначен на 10.30 утра. «В 10 час. 30 мин. начинают выходить по порядку автомобили из Николаева. Первым пущен «Мерседес». Ко времени прихода автомобилей в Одессу на старте, в конце Московской улицы собирается масса публики. Дорогу охраняют стражники на лошадях. С 11 часов утра совершенно прекращен проезд по Московской и Церковной улицам; на тротуарах этих улиц тысячи любопытных».

Ближе к полудню комитет начинает проявлять беспокойство, не случилось ли, часом, несчастье? Однако в 11.25 подзорные трубы и бинокли улавливают быстро приближающийся автомобиль – это «Мерседес» Юрьевича и Охотского. Машина «…бешено мчится к старту и проходит его при громких аплодисментах в 12 час. 27 мин. 18 сек. Члены комитета и публика обступают владельца «Мерседеса» Юрьевича, поздравляют его и шофера Охотского. Автомобилисты передают впечатления о пробеге: «Автомобиль в полном порядке. Сейчас могу повторить пробег», – заявляет г.Юрьевич».

Таким образом, первые финалисты совершают автопробег Одесса-Николаев-Одесса за 1 час. 57 мин. 18 сек.

Публика в волнении ожидает прибытие итальянцев – самых опасных конкурентов Юрьевича. У комитета уже появилась надежда, что если итальянцы пущены согласно порядку через 25 минут после «Мерседеса», они опоздали, и победит Юрьевич. «Но в это время на подъеме «вырастают» итальянцы. Они делают финиш со страшной силой и проходят старт в 12 час. 51 мин. и 16 сек. Таким образом, итальянцы совершили пробег в 1 час. 51 мин. 16 сек. и, побив «Мерседес» на 1 мин. и 2 сек., явились к старту с абсолютной скоростью. Победителям почетного переходящего кубка д-ру Верчелли и инженеру Петрилло устраивается шумная овация».

По материалам Владимира Некрасова

Татьяна Руднева

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.