Интересная Одесса: история с часами старого вокзала

Интересная Одесса: история с часами старого вокзала

Какой же одессит не бывал на одесском железнодорожном вокзале – одном из самых многолюдных (не считая «Привоза», конечно) мест в городе. Тысячи людей проходят каждый день через «главные городские ворота», уезжая, или прибывая в Одессу. Сейчас одесский железнодорожный вокзал обслуживает в среднем около 24 тысяч человек в сутки, а это на 23 тысячи больше, чем в самом начале его существования. За 155 лет железнодорожного дела в городе, одесский вокзал перестраивался три раза.

v5

Первый вокзал в Одессе начали строить в начале 1863 года – когда был утвержден устав Одесско-Балтской железной дороги, соединившей наш портовый город с центральными районами Украины. Параллельно со строительством вокзала сооружали депо и мастерские. А располагалась главная железнодорожная артерия города на Конной площади – там, где сейчас находится станция Одесса-Товарная.

Однако через тридцать лет маленький тесный вокзальчик перестал отвечать потребностям развивающегося огромными темпами города, к тому же, место его дислокации оказалось не очень удобным. Ведь чтобы попасть на вокзал, пассажирам приходилось сначала ехать из центра города на специальном поезде, похожем на паровой трамвай до Конной площади, а уже потом пересаживаться на поезд.

v1

Тогда было принято решение построить новый, более вместительный и отвечающий требованиям того времени вокзал. И такой был возведен и открыт в 1883 году. Одесский вокзал строился по проекту Петербургского архитектора В.А.Шретера, а строительными работами руководил архитектор А.И. Бернардацци.

v2

Располагался старый вокзал на том же месте, что и современное здание, правда, имел некоторые особенности. К примеру, для пассажиров разных классов имелись отдельные входы. Со стороны улицы Пушкинской были входы для пассажиров I и II классов, а III-му классу полагалось заходить со стороны Сенной площади. Тогда, как и сейчас, на фасаде красовались часы, а перед вокзалом располагался небольшой парк с фонтаном. Однако в ту пору перроны имели навесы для защиты пассажиров от дождя и солнца, что и сейчас было бы весьма кстати.

v3

У главных часов железнодорожного вокзала очень интересная история. Они появились давно, сразу же после открытия вокзала в 1883 году, а во время Гражданской войны неизменно служили мишенью. Каждый штурм города начинался с обстрела вокзальных курантов.

v8

После попадания снаряда на месте циферблата зияла огромная дыра, которую одесситы с энтузиазмом заделывали и устанавливали на это место новые часы. Через пару месяцев история повторялась: снова штурм, прямое попадание – часы вдребезги, сквозная дыра и, установка новых часов.

v6

Очень интересно события того времени описал в «Зеленом фургоне» Александр Козачинский: «У вокзала и вокзального скверика война принимала неизменно позиционный характер. Орудия били по зданию вокзала прямой наводкой. После очередного штурма на месте больших вокзальных часов обычно оставалась зияющая дыра. Одесситы очень гордились своими часами, лишь только стихал шум боя, они спешно заделывали дыру и устанавливали на фасаде вокзала новый сияющий циферблат. Но мир длился недолго; проходило два-три месяца, снова часы становились приманкой для артиллеристов; стреляя по вокзалу, они между делом посылали снаряд и в эту заманчивую мишень. Снова на фасаде зияла огромная дыра, и снова одесситы поспешно втаскивали под крышу вокзала новый механизм и новый циферблат. Много циферблатов сменилось на фронтоне одесского вокзала в те дни».

Старые вокзальные часы, пережившие множество обстрелов и, упорно возрождаясь, окончательно погибли в 1944 году, когда во время Великой Отечественной войны был взорван железнодорожный вокзал.

v4

На месте старого в рекордные строки отстроили новый железнодорожный вокзал. С ноября 1950 по июль 1952 года вся Одесса трудилась на строительстве вокзала. 12 июля 1952 одесский вокзал торжественно был введен в эксплуатацию. И часы тоже повесили, да не простые, а именитые. Согласно легенде, их привезли из Санкт-Петербурга, где они отсчитывали время в каком-то графском дворце. Теперь часы отсчитывают время в Одессе. А чтобы они шли правильно и не сбивались, раз в шесть дней мастера заводят часовой механизм.

v7

Ну, а самые точные часы на железнодорожном вокзале расположены над расписанием поездов — они, как и часы Спасо-Преображенского собора, «сверяют» время по Гринвичу.

Татьяна Руднева


Столярная

Sorry, comments are closed for this post.