Интересная Одесса: электрическое чудо на колесах

Интересная Одесса: электрическое чудо на колесах

В Одессе до 1910 года основным городским транспортом была конка, — вагончик, который тянула по рельсовым путям пара лошадей, управляемая кучером. Однако к концу ХIХ — началу ХХ века, когда Одесса превратилась в один из крупнейших городов Российской империи, конка уже не справлялась с поставленной задачей по перевозке пассажиров, хотя и имела целых 17 городских маршрутов.

В 1908 году представители Городской Думы заключили с Бельгийским акционерным обществом одесских конно-железных дорог договора о переустройстве линий конки и парового трамвая (Ваньки Головатого) на электрическую тягу, постройке новых линий электрических железных дорог и эксплуатации их в Одессе.

98058_600

24 сентября 1910 года ровно в 14.00 одесский градоначальник Иван Николаевич Толмачев перерезал цветную ленту, преграждающую путь четырем разукрашенным вагонам, которые тотчас же выехали из деревянного депо, сооруженного в районе Лидерсовского бульвара, и отправились в свой первый путь по центральным улицам солнечной Одессы. Так в нашем городе состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая.

Первый рейс вызвал искренний интерес одесской публики: жители города, и стар и млад, вышли на центральные улицы к трамвайным путям, чтобы воочию лицезреть торжественный ход нового одесского чуда.

104806_600

Юрий Олеша в своей книге «Ни дня без строчки» писал:

«Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появление перед нами вагона трамвая… Трамвай показался на Строгановском мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди, шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой, там же градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в кепке, и все произносили его имя: Легоде. Он был директор бельгийской компании, соорудившей первую трамвайную линию в Одессе».

Первый электрический трамвай соединял Ланжерон и Греческую площадь. Вагоны выпускала бельгийская фирма, так что неудивительно, что долгие годы трамвай в Одессе назывался «бельгийским». Еще одно иностранное слово, вошедшее в обиход одесситов с появлением электротранспорта, — ватман, — так называли водителя трамвая.

1007008

Работал ватман стоя, без сидения. Сиденья для водителей появились в 1920-е годы, они выдавались водителю перед началом смены. Первые вагоны электрических трамваев имели деревянные скамьи-лавки вдоль или поперек вагона. В каждом вагоне был кондуктор. Через весь вагон тянулся канатик, который дергал кондуктор сначала в прицепе, а затем в моторном вагоне. Звон колокольчика служил сигналом для отправления.

Интересная деталь была у старых трамваев того времени — фонарь над лобовым стеклом, как спереди, так и сзади трамвая. Поздно вечером свет этого фонаря давал людям ценную информацию. Если свет был белый, то значит позже еще будет трамвай этого маршрута, если свет был синий, то это означало, что по этой линии еще есть трамвай, но не этого маршрута. Ну, а если был красный свет, то понятно, что трамваев не будет больше и надо срочно бежать, чтобы успеть на этот последний трамвайный вагон.

Материал подготовила Татьяна Руднева

Яхттур"Столярная

Sorry, comments are closed for this post.