Интересная Одесса: что навязывали горожанам

Интересная Одесса: что навязывали горожанам

Современный мир просто изобилует рекламой: по радио, по телевизору, в газетах, на городских билбордах, аккуратно расклеенная на остановках общественного транспорта, в подъездах домов. И Одесса, конечно же, не является исключением.

А чуть больше столетия назад, когда не было еще ни телевизоров, ни радио, а информацию о событиях люди получали, в основном, из газет, различные компании рекламировали свою продукцию на специальных рекламных открытках. Красиво оформленные цветные либо черно-белые карточки обязательно имели сюжет и часто сопровождались стихотворной формой. Нередко компания-производитель для рекламных целей нанимала искусного художника, который и разрабатывал, изъясняясь современным языком, дизайн рекламной открытки.

В Одессе рекламировали все: от шикарных элитных гостиниц до дамского белья и мужских носков. Очень интересной является реклама ваксы, то есть крема для обуви.

Otkritka 10

В конце XIX − начале XX века, в Одессе ваксу изготовляли сразу на нескольких предприятиях. Конечно же, качество продукции тоже было разное. Большой популярностью пользовались крема и мази, выпускаемые Генеральным обществом французской ваксы в Одессе. Они назывались «Вакса глицериновая, Париж – Одесса», «Русская мазь для смазывания, смягчения и непромокаемости обуви» А.Жако и Ко, Париж. Но эти крема для обуви не рекламировали, видать продукция и так расходилась «на ура».

Otkritka 11

Старинные открытки сохранили рекламу крема для обуви «Эклипс» этой же французской фирмы, представительство которой находилось в Одессе на улице Головковской. Вот как «звучала» реклама ваксы на открытках сто лет назад:

Рассердились на мази сапожные щетки: 

С вами много нам было работки. 

Убирайтесь скорее за дверь,

«Крем Эклипс» с нами дружен теперь.

Или еще один, не менее интересный вариант:

Боже! На улицу выйти как мне.

Мазью испорчена юбка вполне. 

− Бедная, «Крема Эклипс» ты не знала – 

Юбок не пачкает − видишь − ни мало… 

Стоит обратить внимание, что как в первом, так и во втором варианте рекламы, производитель крема «Эклипс» критикует продукцию своих конкурентов, что в то время было весьма редким случаем.

По материалу Евы Красновой и  Анатолия Дроздовского

Татьяна Руднева

<ОтдыхСтолярная

Sorry, comments are closed for this post.