Интересная Одесса: 30 лет комфорта

Интересная Одесса: 30 лет комфорта

Между Аккерманом (ныне Белгород-Днестровский) и Одессой вплоть до конца XIX века не было морского сообщения. И аккерманцам, и одесситам приходилось десятки верст тащиться по длинной пропыленной дороге в экипажах, а то и пешком, чтобы добраться до желаемой цели. Самым первым плавсредством, которое появилось в виде ежедневно курсирующего пассажирского кораблика, стал «Тургенев» − небольшой пароходик, принадлежавший местной пароходной конторе Вебстера и Коваленко.

TURGENEV

В свой первый рейс «Тургенев» вышел 14 июля 1885 года. Отчалив от Военного мола одесского порта, кораблик взял курс на Аккерман. С тех пор на протяжении тридцати лет, «Тургенев» ежедневно курсировал на линии Одесса-Аккерман, перевозя десятки, а то и сотни пассажиров.

Интересно, что при достаточно небольших габаритах − длине 55,4 метров и ширине 7,36 метров, пароход мог брать на борт триста пассажиров. Причем 250 из них были, как говорится, «палубными», то есть без места, и занимали свободное пространство на палубе, остальные же пятьдесят человек располагались в каютах первого и второго классов.

TURGENEV_1

Кораблю не грозили ни шторма, ни бури, поскольку он «несся» по водной глади спокойного Днестровского лимана. А желающих прокатиться на пароходике всегда было предостаточно. И не обязательно было иметь какое-то дело в городе, или родственников там живущих, или еще сто уважительных причин, можно было просто купить билет, сесть на пароход и на один день отрешиться от дел насущных, совершив приятную морскую прогулку. К тому же график движения парохода был очень удобным: отправляясь из Одессы в восемь утра, он уже в полдень был в Аккермане. Обратно же возвращался в шесть часов вечера. Поэтому у пассажиров было предостаточно времени, что бы просто погулять по городу, да и билет стоил недорого. В качестве небольшого развлечения на пароходе играл еврейский ансамбль скрипачей.

TURGENEV_2

Юрий Майзлис, известный краевед Белгород-Днестровского, в одном их своих рассказов очень интересно описывает процесс погрузки пассажиров на «Тургенев»: «…Бессарабские виноградари, привозившие в Одессу виноград и вывозившие из Одессы рыбу, бакалейные и гастрономические товары, мелкие торговцы, крестьяне — все они переполняли «Тургенев» и делали его похожим на плоскую жестяную банку, облепленную мухами. Мухи жались к левому борту, жужжали, переговариваясь, переругиваясь и пересматриваясь с мухами, стоящими на пристани. Это было очень веселое и радостное прощание. Наконец, раздавался третий гудок и капитан командовал: «Убрать сходни! Отдать носовой! Малый вперед!» И «Тургенев» отчаливал от пристани. Крен возникал от перегрузки левого борта пассажирами, прощавшимися с берегом. И чудо-капитан, неистово размахивая руками, кричал: «Що вы делаете! Вы же перекинете пароход! Бежить на правый борт!» И масса в страхе и смятении бросалась к правому борту, «Тургенев» резко переваливался направо. «Щоб вы уси подохли! — орал капитан. — Бежить налево!» Все бросались налево, и «Тургенев» делал, что ему полагается — кренился налево. И так до самого Аккермана в штилевую погоду по гладкой поверхности лимана шел «Тургенев», переваливаясь слева направо, как океанский корабль в десятибалльный шторм…».

TURGENEV_3

За тридцать лет работы «Тургенев» стал не просто всеобще любимым суденышком, он стал культовым пароходом. И не было одессита, который бы ни знал, кто такой «Тургенев».

По материалам сайта Аккерман

Татьяна Руднева

Utesov
Столярная
Хостинг в Украине

Sorry, comments are closed for this post.