Этот день в Украине

Этот день в Украине

Сегодня Татьяна Руднева расскажет о том, чем знаменателен этот день в нашей стране. Итак...

21 июля в истории Украины

В 1811 году в Киеве начался катастрофический пожар, уничтоживший большую часть Подола

В начале XIX века Киев от других европейских городов отличало большое количество деревянных построек. Всего пара десятков церквей и домов были сделаны из камня. Между тем деревянные кварталы представляли собой вопиющий пример противопожарной халатности. Одно- и двухэтажные дома буквально «сидели» друг на друге, каменных заборов между ними тогда не существовало. Улочки были слишком узкие и запутанные. Но главную опасность представляли собой дороги, которые во многих местах вместо брусчатки были покрыты деревянным настилом.

pojar v kieve

Историки считают, что пожар на Подоле начался в районе Киево-Могилянской академии, точнее, за ее тыльной частью. Очевидцы вспоминали, как во дворе одного из домов вначале появился большой столб огня, а затем повалил густой черный дым. Раздуваемое северо-восточным ветром пламя, набирая мощь, понеслось в сторону Контрактовой площади и Флоровского монастыря, пожирая все на своем пути и заглушая крики людей. «Пламенные волны, переходящие из одной части города в другую, сильный ветер, разносящий во все стороны горящие доски, черный густой дым, падение домов на пространстве трех квадратных верст — все это представляло зрелище необыкновенное и ужасное».

Дерево, из которого были построены здания, оказалось настолько сухим, что загоралось буквально от одной искры. Распространению огня также помогало наличие большого количества съестных припасов, в частности, масла и самогона, в торговых складах и сараях местных жителей.

Самую большую опасность представляли деревянные настилы на дорогах. Там, где огонь не мог дотянуться до зданий, он словно через мостики переходил по дорожному покрытию.

В то время как одни спасали свой скарб, другие занимались мародерством. К счастью, большинство жителей Подола сумели спастись. Они нашли убежище на лугах Оболони и оттуда наблюдали, как огонь пожирает их жилища. Подол пылал целых три дня.

В итоге выгорело 1176 зданий, в том числе 11 каменных церквей. Разрушения могли быть еще большими, если бы продвижение огня в сторону Куреневки не остановила речка Глыбочица, которая в те времена протекала по территории Верхнего и Нижнего Валов. Сегодня она заключена в подземный канал.

Виновнику пожара было всего 15 лет. Как значилось в официальном донесении, он «в то время, когда отец и мать его спали, начинив перо порохом, зажег оное, которое бросил в бывшую у нужного места солому, и в то время, когда оная начала уже гореть, он, испугавшись, ушел со двора».

По материалу Александра Бочкарева: «Великий киевский пожар 1811-го: Мародеры дрались за банки с вареньем, а монахини гибли, спасая больных», Комсомольская правда в Украине

В 1992 году сторожевой корабль СКР-112 поднял новый украинский флаг и совершил несанкционированный переход в Одессу, став первым военным кораблем ВМС Украины

После провозглашения независимости Украиной СКР-112 стал первым военным кораблем, поднявшим украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Инициатором перехода был капитан 2-го ранга Николай Жибарев.

Следуя в Одессу, СКР-112 на протяжении 8 часов преследовался российскими военными кораблями и самолетами, пытавшимися остановить мятежный корабль, в связи с чем последний и получил свою известность.

skr-112

Для остановки СКР-112 применялись: стрельба из артиллерийской установки в воздух и по курсу корабля, опасное маневрирование со сближением с целью тарана и нанесения повреждений, попытки высадки на корабль группы захвата. Позже преследователи были готовы в любой момент по приказу командования ЧФ открыть огонь и потопить корабль, однако корабль благополучно прибыл в Одессу. Впоследствии СКР-112 стал первым кораблем ВМС Украины.

Свой поступок команда объяснила невозможностью дальнейшего прохождения службы в условиях постоянных унижений со стороны командования бригады и флота, неясностью вопроса раздела ЧФ и создания ВМС Украины.

Общественность Украины видела в этом корабле будущий музей Военно-Морских Сил, однако Министерство обороны распорядилось утилизировать корабль, и летом 1996 года он был разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе.

В 2007 году в Киеве открыт музей циркового искусства Украины

21 июля 2007 года в Киеве открылся музей циркового искусства Украины. Музей создан по инициативе ВОО «Цирковой союз Кобзова». Основатель — заслуженный деятель культуры Украины Николай Кобзов.

muzej tsurka

В фонды музея легли экспонаты Николая Кобзова, Михаила Золло, Елены Гринье, Ирины Кащеевой, Михаила Рыбакова и многих других. В создании и накоплении материалов для музея немалую роль сыграли артисты и ветераны цирка, которые передавали в дар свои семейные реликвии.

muzej tsurka1

В настоящее время музей насчитывает более 2000 экспонатов, отражающих развитие циркового искусства.

muzej tsurka2

Это первые афиши, редкие фотографии с автографами, костюмы артистов, рецензии и статьи журналистов разных поколений, изобразительные материалы, уникальная обширная библиотека книг о цирке на разных языках, реликвии, связанные с мастерами циркового искусства, реквизит, картины, рисунки, плакаты, скульптуры и многое другое.

muzej tsurka4

Один из главных экспонатов музея — «Звериная железная дорога дедушки Золло» — настоящая действующая копия паровоза с вагончиками, в которых ездили животные на манеже многих цирков мира. Это был уникальный номер заслуженного артиста России Михаила Золло, которому рукоплескал сам император Николай ІІ.

muzej tsurka5

В 1906 году родилась Елена Телига — украинская поэтесса, публицистка, политический и общественный деятель, член ОУН

Елена Телига — яркая фигура в развитии Украины как в художественном, так и в историческом контексте. Это, прежде всего, человек-патриот, потому что сознательно выбирает путь борьбы за независимость родной земли. Находясь за границей в 1939 — 1941 гг. в Кракове, она возглавляла литературно-художественное общество «Зарево» и под руководством Олега Ольжича работала в проводе ОУН (Организации украинских националистов). С этого момента ее деятельность и творчество стали неотъемлемыми составляющими борьбы сознательных украинцев за государственность Украины.

teliga

Ее поэтические произведения поражают своей жизнеутверждающей силой, пылким оптимизмом, она стремится к активной, наполненной высокими стремлениями жизни. Поэзии полны протеста против обыденности, против охладевшего отношение к общественным процессам.

В целом же творчество Елены Телиги относят к так называемой «Пражской школе» (группировка поэтов-эмигрантов межвоенного двадцатилетия). Особенности ее поэзии — изысканность в тематике, настроениях, сочетающиеся с народной простотой мировосприятия, отражение украинской духовности, воли к жизни, правды, красоты, обращение к историческим темам и мотивам.

Как член культурной комиссии ОУН она создала «Союз писателей», основала и редактировала журнал «Литавры», который находился под постоянным наблюдением фашистов, но недолго, потому что вскоре Телигу арестовало гестапо.

22 февраля 1942 года ее расстреляли в Бабьем Яру в Киеве. Последним ее произведением была выцарапанная надпись на стене камеры: «Тут сиділа і пішла на розстріл Олена Теліга».

І те, що мрією було роками,

Все обернеться в дійсність і можливість…

Заметемо вогнем любові межі,

Перейдемо убрід бурхливі води,

Щоб взяти повно все, що нам належить,

І злитись знову зі своїм народом.

В 1941 году ушел из жизни Богдан Лепкий – украинский писатель

Ничего нам так не нужно, как единомыслие, ничто нас так не разрушало и не ослабляло, как наша несговорчивость и разобщенность.

Богдан Лепкий

Литературным творчеством Богдан Лепкий начал заниматься во время учебы в Бережанской гимназии, еще во втором классе писал стихи, рассказы, создал поэму о русалках (не сохранилась). Студентом Львовского университета напечатал в 1895 году в газете «Дело» свой первый рассказ «Шумка». После открытия в Ягеллонском университете (Краков) лектората украинского языка и литературы приглашен преподавать эти предметы.

lepkij bogdan

Творческое наследие Богдана Лепкого составляет более 80 собственных книг, в том числе цикл романов «Мазепа», повести, рассказы, сказки, воспоминания, сборники стихов и поэм, а также переводы, литературоведческие исследования, статьи литературного и художественного направления, опубликованные в многочисленных газетах, журналах, альманахах, календарях, сборниках.

Богдан Сельвестрович — составитель и издатель 62 томов произведений украинской классики с основательными исследованиями, примечаниями, комментариями. Библиография произведений Лепкого составляет до тысячи позиций.

В стихах Богдана Лепкого находим отклик на все явления и события народной жизни, удостоверяющий его близость к народу.

Проза Богдана Лепкого показывает доскональное знание истории Украины, справедливый и честный анализ украинской ментальности, трезвую оценку общественных процессов, а главное — искреннюю любовь к Украине и ее народу.

Значительную часть творчества писателя составляют произведения на историческую тематику. Его исторические произведения опираются на изучение исторических источников, памятников древнерусской письменности. По его произведениям можно изучать украинскую историю и, что еще важнее, учиться настоящей любви к родному краю.

Журавлі

Видиш, брате мій, товаришу мій,

Відлітають сірим шнурком журавлі в вирій.

Чути: кру! кру! кру! в чужині умру,

Заки море перелечу, крилонька зітру.

Мерехтить в очах безконечний шлях,

Гине, гине в синіх хмарах слід по журавлях.

В 1990 году ушел из жизни Сергей Параджанов украинский кинорежиссер и сценарист, Народный артист Украины

«Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым и стал обаятельным, я завидовал умным и стал неожиданным. Завидовал талантливым и стал гениальным».

Сергей Параджанов

Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье.

paradjanov

В 1949 году Сергей Параджанов поступил на работу ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени А.Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».

В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа.

Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».

С 50-х по 60-е годы Параджанов жил и работал в Украине. Первые четыре картины режиссера — «Андриеш», «Первый парень», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне» — критиками были оценены как посредственные. Параджанов проработал в кинематографе целых десять лет, не снискав ни престижных наград, ни признания у зрителей.

Никто и подумать не мог, что скоро он станет одним из самых значительных режиссеров Советского Союза. Прорыв наступил, когда в 1966 году Параджанов снял картину по мотивам произведения Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана.

«Тени забытых предков» — фильм, ставший одним из самых ярких событий советского кино первой половины 1960 годов.

В другом своем фильме – «Цвет граната» – Параджанов рассказал биографию армянского поэта Саят-Новы, воссоздав на экране колоритный исторически фон средневекового Кавказа. Жизни кавказских народов были посвящены и многие другие его работы. В их числе – фильм «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-кериб».

Помимо фильмов Сергей Параджанов трудился над созданием изобразительных произведений в технике коллажа. Многие его работы экспонировались на выставках, их собрание можно увидеть в книге Василия Катаняна «Параджанов. Цена вечного праздника».

Скончался Сергей Иосифович Параджанов 21 июля 1990 года от рака легких в Ереване, куда приехал работать над автобиографической картиной «Исповедь».

<Больше,Столярная

Sorry, comments are closed for this post.