Столярная
Этот день в Украине

Этот день в Украине

Сегодня Татьяна Руднева расскажет о том, чем знаменателен этот день в нашей стране. Итак...

13 июня в истории Украины

В 1638 году началась Жовнинская битва

Жовнинская битва — битва украинских повстанцев во главе с Яковом Острянином и Дмитрием Гуней против правительственного шляхетского войска во время восстания Острянина в 1638 году.

Весной в 1638 году началось восстание нереестровых казаков во главе с Яковом Острянином и Карпом Скиданом, которое вызвало также массовые крестьянские волнения на Киевщине и Полтавщине.

После неудачных для повстанческих отрядов столкновений под Лубнами и на реке Слепород основные силы повстанцев, с которыми были их семьи, отступили к Жовнину (в настоящее время с. Жовнино Черкасской области), где начали строить лагерь.

bitva

Позиции занятые Острянином под Жовнином были неблагоприятны. На рассвете 13 июня, дождавшись подхода других частей, коронное войско Станислава Потоцкого и отряды князя Иеремии Вишневецкого начали штурм повстанческих позиций преобладающими силами и прорвали в нескольких местах оборону, захватив восемь пушек и большое количество пороха. Считая дальнейшее сопротивление нецелесообразным, Яков Острянин, понеся значительные потери, с частью казаков отступил из-под Жовнина на Слободскую Украину в пределах Русского царства.

Повстанцы, которые остались в лагере, избрали гетманом Дмитрия Гуню и под его началом отбили штурм врага. Обе стороны понесли значительные потери.

На следующий день 14 июня поляки начали обстрел лагеря. Но Станиславу Потоцкому не удалось сломить сопротивление повстанцев. В условиях непрекращающихся приступов поляков в ночь с 11 на 12 июня казаки Гуни построили мост через Сулу и перешли на два километра ниже по течению. В урочище Старец над старым Днепровским руслом они заняли сильные позиции и там еще почти два месяца держали оборону.

В 1830 году был открыт Бердянский морской торговый порт

Бердянский морской торговый порт единственный морской транспортный узел Запорожской области. Он расположен на перекрестке путей морского, железнодорожного и речного транспорта. Морскими дорогами, через Волго-Донской и Беломорско-Балтийский каналы, порт связан с регионами России, Казахстана, Ирана, а через Черное море — со странами Средиземноморского бассейна, Юго-Восточной Азии и Америки.

port

2-го июня (по старому стилю) 1830 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила о рождении нового порта на юге: «...руководство позволило нынче открыть Бердянскую пристань 1 июня этого года». И далее: «Открытие этой пристани обещает, со временем, большие выгоды не только ближайшим местам Екатерининской и Таврической губерниям, но и послужит благосостоянию многих других мест».

Таким образом, 13 июня (2 июня по старому стилю) 1830 года был открыт Бердянский морской торговый порт.

port_1

С 1964 года порт открыт для посещения иностранных судов. В 1974 году он получил первую категорию. Навигация в порту длится круглый год. Здесь впервые в отечественной практике создан лазерный маяк, установленный в 1984 году, который гарантирует быстрое и безопасное движение судов по 20-километровому подходному каналу.

В 1892 году в Киеве официально пущен первый в Российской империи электрический трамвай

На исходе XIX столетия транспортная связь центра с окраинами стала жизненным вопросом для Киева. Городские власти долго искали бизнесмена, который мог бы разобраться с транспортной головоломкой и, наконец, нашла. Аманд Струве успел изучить преимущества первого в Европе электрического трамвая берлинского, курсировавшего с 1881 года. А потому решился стать первопроходцем и ввести практичный электротранспорт в Российской империи.

tramvay

Конечно, не все с ходу готовы были принять эту новинку. Так, среди обывателей циркулировали леденящие душу слухи например о том, что рельсы при малейшем прикосновении могут поразить человека током. Кстати, подобные толки охотно распространяли извозчики, которые видели в новом транспорте опасного конкурента.

Первые испытания трамвая новой системы были проведены в мае 1892 года на пробном участке вдоль довольно-таки крутого Александровского (Владимирского) спуска. Они принесли позитивный результат. 13 июня (1 июня по старому стилю) того же года началось пассажирское движение электротрамвая между нынешними Контрактовой и Европейской площадями.

tramvay_1

Ажиотаж среди желающих проехаться по первому маршруту был невероятный. На конечных остановках люди часами ждали своей очереди! Поначалу электрических вагонов ходило немного, а каждый из них был рассчитан всего на 22 пассажира.

tramvay_2

Как выразился фельетонист газеты «Киевлянин», «здесь выходит что-то вроде вавилонского столпотворения». 

tramvay_3

Подробности «столпотворения» в фельетоне выглядели весьма живописно: «Толпа. Ждут. Лица злобные и решительные. Кулаки сжаты с твердой решимостью ткнуть в бок каждого, кто сделает попытку выдвинуться вперед и занять более выгодную позицию. Дамы стонут и охают, чувствуя себя в положении творога, положенного под камень; но на эти жалобные охи никто не обращает внимания. Наконец приходит вагон. Движение. Писк. Визг. Брань. Ссора. Вход открывается. Сугубое движение. Сугубый писк, визг и трегубая брань. Наконец из толпы, как бомба, вылетает на подножку дама. Она растерзана, лицо в пятнах, шляпа на затылке или на носу. Кондуктор хватает ее и бросает в вагон. Потом опять кто-нибудь летит таким же порядком, и кондуктор таким же порядком хватает его и бросает в вагон. Впечатление такое, будто кондуктор бросает поленья в топку паровоза. Вагон наполняется и уходит. Толпа остается и ждет…».

По материалам газеты «Комсомольская правда в Украине»: «Ровно 120 лет назад жители города смогли первыми в Российской империи покататься на невиданном электрическом транспорте»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.