Столярная
Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

Ведущая рубрики Татьяна Руднева расскажет, чем знаменателен этот день в нашей стране. Итак...

17 декабря в истории Украины

В 1788 году войска Потемкина штурмом овладели турецкой крепостью Очаков

Крепость Очаков являлась одним из главных опорных пунктов Османской империи в Северном Причерноморье. Она позволяла туркам контролировать выход из Днепровско-Бугского лимана в Черное море, где у Глубокой пристани базировалась корабельная эскадра Черноморского флота, здесь же была сосредоточена гребная флотилия, а в Херсоне находились судостроительные верфи. С другой стороны выход из Днепровского лимана в море отграничивала Кинбурнская коса.

Овладение Очаковом возлагалось на Екатеринославскую армию генерал-фельдмаршала князя Г.А.Потемкина, которому подчинялся и Черноморский флот.

ochakov

Турки под руководством французских инженеров, к весне 1788 года, укрепили старые и возвели новые укрепления Очакова. Крепость была полностью обеспечена продовольствием и боеприпасами, а численность ее гарнизона доведена до 15 тыс. человек. На начало осады, вместе с мирными жителями, там находилось не менее 25 тыс. человек.

Успешные действия русского флота позволили начать осаду Очакова с суши, которая продолжалась пять месяцев — с июля и до начала декабря 1788 года.

Прибыв к месту назначения, русские войска расположились в 3,5 верстах от Очакова. Потемкин планировал брать Очаков путем длительной осады. Очаковский гарнизон стойко оборонялся и периодически устраивал вылазки из крепости. Князь Г.А. Потемкин неоднократно делал предложения коменданту Гуссейну-паше сдать крепость, но он их отвергал.

Осада Очакова приняла затяжной характер, за 113 дней русские войска не дошли даже до передовых укреплений крепости. В главной квартире князя Г.А. Потемкина и в Санкт-Петербурге было известно язвительное высказывание генерала-фельдмаршала П.А. Румянцева: «Очаков — не Троя, чтоб его десять лет осаждать».

17 декабря 1788 года, после молебна, в 7 часов утра при 23-градусном морозе русские войска пошли на штурм Очакова, который продолжался час с четвертью. Он был с обеих противостоявших сторон жестоким и кровопролитным. В штурме участвовало 18 789 солдат и офицеров из 21 048 состоявших по спискам в осадном корпусе Екатеринославской армии.

ochakov1

Во время штурма князь Г.А. Потемкин находился на одной из батарей и следил за его ходом. Когда к нему привели захваченного в плен коменданта крепости, сераскира Гуссейн-пашу, то генерал-фельдмаршал гневно сказал ему: «Твоему упрямству обязаны мы этим кровопролитием». На что он ответил: «Оставь напрасные упреки, я исполнил свой долг, как ты — свой; судьба решила дело».

За взятие Очакова князь Г.А.Потемкин получил от Екатерины II высшую полководческую награду того времени — орден Св. Георгия 1-й степени, шпагу, украшенную бриллиантами, и 100 тыс. рублей; награды получили и остальные участники взятия крепости.

В 1897 году в Харькове выпущен первый украинский паровоз

В 1896 году в Харькове был построен завод транспортного машиностроения, ныне завод имени Малышева. Он расположился близ железнодорожного вокзала специально для производства паровозов для южнорусских железных дорог.

parovoz1

Уже 17 декабря 1897 года на заводе был выпущен первый паровоз. К концу 1903 года — 1000-й паровоз. Это было результатом, в частности, и жесткой эксплуатации рабочих завода в условиях капиталистического производства. Поэтому рабочие вынуждены были бороться за свои права.

В 1917 году Совет Народных Комиссаров принял «Манифест к украинскому народу»

В 1917 году Украинская Центральная Рада получила правительственную телеграмму из Петрограда от Совета народных комиссаров, в которой отмечалось, что правительство советской России признает Украинскую Народную Республику, ее право совершенно отделиться от России.

«….мы, Совет Народных Комиссаров, признаем Народную Украинскую Республику, ее право совершенно отделиться от России или вступить в договор с Российской Республикой о федеративных или тому подобных взаимоотношениях между ними. Все, что касается национальных прав и национальной независимости украинского народа, признается нами, Советом Народных Комиссаров, тотчас же, без ограничений и безусловно».

Вместе с тем Центральной Раде было выдвинуто ультимативные требования пропустить большевистские войска на Южный фронт для борьбы с генералом Калединым, не пропускать белогвардейские войска движущиеся на Дон и Урал, и прекратить разоружение Красной гвардии.

«Мы обвиняем Раду в том, что, прикрываясь национальными фразами, она ведет двусмысленную буржуазную политику, которая давно уже выражается в непризнании Радой Советов и Советской власти на Украине… Становясь на этот путь неслыханной измены революции, на путь поддержки злейших врагов, как национальной независимости народов России, так и Советской власти, врагов трудящейся и эксплуатируемой массы, — кадетов и калединцев, Рада вынудила бы нас объявить, без всяких колебаний, войну ей, даже если бы она была уже вполне формально признанным и бесспорным органом высшей государственной власти, независимой буржуазной республики Украины».

В 1917 году по инициативе большевиков в Киеве был созван I Всеукраинский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Предполагалось переизбрать Центральную Раду решением съезда и подчинить власть в УНР Советам. Однако большинство делегатов съезда высказались в поддержку Центральной рады.

Большевистское правительство России к открытию съезда прислало 4 телеграмму, которой объявило Центральной Раде ультиматум с требованием силой остановить русских казаков и офицеров, следовавших через Украину на Дон. Ультиматум был отвергнут Центральной Радой.

В 1976 году открыт первый участок Куреневско-Красноармейской линии Киевского метрополитена с тремя станциями: «Площадь Калинина» (ныне «Майдан Незалежности»), «Почтовая площадь», «Красная площадь» (ныне «Контрактовая площадь»)

«Майдан Незалежности» — станция глубокого заложения. Имеет подземный зал с островной посадочной платформой. Своды зала станции опираются на два ряда колонн. Станция имеет один выход, средний зал при помощи эскалаторного туннеля с четырехленточным одномаршевым эскалатором соединен с подземным вестибюлем, который выходит в подземный переход под Майданом Незалежности. Наземный вестибюль отсутствует.

«Почтовая площадь» — станция мелкого заложения, колонная. Имеет подземный зал с островной посадочной платформой. Своды зала опираются на два ряда колонн. Зал соединен лестницей с подземным вестибюлем, который выходит в подземный переход. Наземный вестибюль отсутствует.

metro

Контрактовая площадь — станция мелкого заложения. Имеет подземный зал с островной посадочной платформой. Своды зала опираются на два ряда колонн. В конструкции станции использованы сверхтонкие колонны из металла, которые даже при облицовке мрамором выглядят необычно узкими. Зал с двух сторон соединен с подземными вестибюлями, которые выходят в подземные переходы. Южный выход оборудован двухленточным одномаршевым эскалатором, подземный переход выходит на Контрактовую площадь и ул. Спасскую. Северный выход имеет лестницу, подземный переход выходит на улицы Константиновскую, Верхний вал и Нижний вал. Наземные вестибюли отсутствуют.

В 1989 году в Москве открылась Библиотека украинской литературы

Идея создания современной украинской библиотеки в Москве возникла в 1988 году. Ее воплощали в жизнь члены Украинского молодежного клуба, среди которых были студенты и аспиранты Московских вузов, молодые ученые.

biblioteka

Группа энтузиастов обратилась через украинские газеты и журналы к издательствам, библиотекам, книголюбам и всем истинным украинцам с просьбой присылать украинские книги для будущей библиотеки. Значительную помощь в комплектации фонда оказали и библиотеки России.

17 декабря 1989 года библиотека украинской литературы в Москве была открыта. Ныне это образцовое заведение, предоставляющее широкие возможности всем желающим в России изучать украинскую культуру.

В 2004 году в Киеве состоялся первый полет самолета АН-148

АН-148 — ближнемагистральный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку от 68 до 85 пассажиров.

Ан-148 был создан Авиационным научно-техническим комплексом О.К.Антонова, совместно с 240 предприятиями из 14 стран мира, включая Россию, США, Францию и др.

antonov

На мощностях киевского авиазавода «Авиант» в Украине и Воронежского самолетостроительного общества (ВАСО) в России начато строительство первых серийных Ан-148 по украинской лицензии.

День работника государственной исполнительной службы

Профессиональный праздник установлен Указом Президента Украины Виктора Ющенко в 2009 году в поддержку инициативы Министерства юстиции в знак весомого вклада органов государственной исполнительной службы в обеспечение исполнения решений судов, третейских судей и других органов, а также должностных лиц.

den justitsiji

Задачей государственной исполнительной службы, которая входит в систему органов Министерства юстиции, является своевременное, полное и непредвзятое исполнение решений, предусмотренных законом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Sorry, comments are closed for this post.